Ириша 12.10.2015

Бедность — не порок? Спрашиваем мнение горожан

17 октября отмечается Международный день борьбы против бедности. О том, какие мероприятия подготовили в рамках «Недели добра» мы писали здесь. А сегодня решили узнать мнение людей о том, нормальна ли бедность и что бы они делали, оказавшись бомжами.

Таня, биолог, 23 года

Лично меня жизненная позиция не сделает бомжихой. Потому что это просто определенный склад ума только может позволить. Я же считаю, что в своей бедности люди виноваты только сами. Наркотики? Глупость? Это же личное дело каждого. И все эти сериалы про несправедливость судьбы… Успокойтесь. Уже далеко не 90-е. Сейчас главное — предприимчивость. И можно на лютой хренотени зарабатывать. Я вообще думаю, что в нашем поколении бомжей должно быть в разы меньше, чем раньше. Сегодня предоставляется масса, уйма возможностей как для саморазвития, так и для заработка. То же касается бедности. Не стоит ждать, что тебе на блюдечке дадут сначала диплом, затем местечко, потом красивых супруга или супругу, детей, дом, квартиру, машину… Только мы сами все себе делаем. В противном случае это какая-то жесткая деградация, которая может рухнуть в любой момент, оставив человека ни с чем. Надо продумывать ходы наперед. А сегодня с этим проблем не так уж много.
Есть еще один аспект — старики из прошлого. Думаю, им стоит помочь хотя бы потому, что им, действительно, сложно перестроиться на текущий лад. И они реально могут выпасть напрочь из потока, голодая и нищенствуя. Например, чудесный вышел в прокат фильм «Стажер». Пенсионер живет и работает так, будто все еще далеко впереди. Это хорошая и показательная картина.

Юрий, фотограф, 27 лет:

Я не умею просить и не люблю тех, кто умеет. Человек, который умеет попрошайничать, имеет преимущество перед остальными. Причем это не только в низших слоях, но и в высших, где могут просто попросить. Более гордые проигрывают из-за своей принципиальности. И я не совсем понимаю, что значит «борьба против бедности?». Помочь человеку можно, взяв его к себе домой, обув и одев, но способны ли на это организаторы акции? Давайте еще представим, что два человека серьезно заболели один из них не бомжара, а вполне такой из вышесреднего класса. Он влезает в долги, продает машину/недвижимость, короче попадает по полной, а второй просто объявляет сбор в интернете и потом ничего никому не отдает. Тебе не кажется, что это несправедливо?

Роман, организатор, 22 года

Бедность — это совокупность внутренних и внешних факторов. Либо обстоятельства складываются так, что ты беден, либо ты сам не делаешь ничего и скатываешься в бедность. Бомжи вызывают разное ощущение. Не противны те, которые что-то делают: ищут любую подработку, собирают деньги на еду, а не на алкоголь, в общем — двигаются к обществу, а не от него. Что касается меня — для меня образ бомжа «романтизирован»  Интернетом и кинематографом. Если бы я был бомжом, то таким как в фильме «Бомж с дробовиком» или кем-то вроде «модного бомжа» из Китая.

Ирина, кандидат психологических наук, 25 лет:

Для меня ключевым событием, определившим моё отношение к попрошайкам, стал случай, произошедший году в 2012. Тогда я шла в отличном настроении по улице, прикупила что-то в русапе, а сдачу (меньше рубля) решила отдать бабульке, «дежурившей» рядом с протянутой рукой. Так эта «жертва», увидев, что там так мало, кинула мне их вдогонку, сопровождая руганью и проклятьями. Типа её оскорбило, что там так мало. С этих пор всё, финита. Никогда и никому. Попрошайничество – это бизнес и психология, а не несправедливость.

А что касается кармы, тут всё ясно. Человек в любом случае столкнётся с рядом предопределённых обстоятельств и испытаний. Как он пройдёт их – зависит от него. Положено на роду, например, чтобы дом сгорел. Кто-то потом его заново отстроит, а кто-то будет ныть и нищенствовать до конца дней.
Кто-то во время Перестройки спохватился, а кто-то сел и заплакал. Т.е. сгоревший дом, Перестройка и т.д – это кармическая часть, а дальнейшие действия – дело веры и воли человека.

Pavel Rine, SMM-специалист, 29 лет:

Моя позиция полностью совпадает с классовой теорией Маркса. Бедность — продукт богатства.
Нищета и бедность — порождения капиталистического общества, ориентированного на получение максимальной прибыли, а не на повышение благосостояния трудящихся. Маркс утверждал, что со временем процесс обнищания усилится: бедные будут становиться беднее, а богатые — богаче. Выход? А с чего ты взяла, что здесь должен быть выход?

Лана, редактор, 23 года:

Я принципиально не даю денег попрошайкам и бомжам. И вопрос не в гуманности, а в потворстве днищу. Давать деньги взрослому мужику, который не способен даже выковырять из своей бороды прошлогодний доширак, — значит плодить ему подобных, до мерзости ленивых и никчемных людишек.
Природа бедности не во внешних обстоятельствах, мировой несправедливости и сложившихся социальных парадигмах — она в неспособности поднять свою жопу и сделать хоть что-то, чтобы изменить свое гнусное положение на менее гнусное.

Правда, порой у меня у самой случаются приступы бомжатства — периодически я клянчу у знакомых из арт-тусовки вписки на всевозможные богемные мероприятия. Будь я полноценным тру-бомжом, в этом отношении ничего бы не изменилось, только проворачивала бы я свои черные делишки в сутенерской леопардовой шубке.

Антон, дизайнер, 26 лет:

Это нормальная такая иерархия, но я сердобольный, поэтому мне жаль. а с другой стороны, я с бомжами не общался, не знаком с ними. Мне не понятно, что это за люди вообще, потому и судить могу только поверхностно. Желание помогать было раньше, очень давно, а сейчас я не знаю ничего. Если бы я был бомжом, то модным.

Артём, велосипедист, 26 лет:

Я бы бухал и побирался. По мусоркам лазил. Был бы классическим бомжом. Потому что бомжи ленивые по сути-то. А если я стал бомжом, то значит я ленивый алкоголик. Искал бы бабло на выпивкуу скорее всего. Побирался бы где-нибудь в переходе, летом на улице. Но побираться тоже не так просто. Это же мафия целая. Возле церкви побираться точно не дадут, хотя это самое денежное место. Многие полагают, что если подкинут попрошайке немного денег, то бог им всё простит. Как это миииило. Отношусь к ним без уважения. Не беру в расчёт инвалидов, у них возможности ограничены. А вот вполне себе здоровые представители данной категории граждан не вызывают у меня жалостливых чувств. Они сами выбрали это, потому что они ленивые, не хотят работать, а хотят бухать. 99% — это порок.

Лена, редактор, 22 года:

Бедность в стране — проблема государства, которую, почему-то, никто не решает. Бедность была, есть и будет. И никуда от этого не деться, видимо. Конечно, это не нормально. Но и здесь есть оговорки. Бомжи — обычные люди, которые просто не хотят работать. Я считаю, что заработать на хлеб может любой человек. И бомжи или попрошайки, которые просят денег на улицах, могли бы изменить свою жизнь в корне, ведь все в их руках. Это не песики и котики, а люди, которые могут найти работу. Другое дело — бабушки и дедушки, брошенные своими родственниками и оставшиеся с копейками в кармане, которые платит им государство. Вот с этим смириться вообще нереально, таким людям на самом деле хочется помогать.
Я ходила на акцию «Еда вместо бомб», которая проходит в нашем городе. Ребята кормят бомжей на вокзале. Так вот там очень много разных людей. Есть те, кто отсидел и по каким-то причинам остался без дома.
А есть такие, кто оказался на улице совершенно диким образом. То есть — бросили родственники, произошли какие-то махинации с деньгами, документами и прочее. Там была бабушка, которая оказалась без прописки на вокзале в совсем другом чужом ей городе. Вот это вообще как? Почему в нашей стране такое вообще есть? Мне кажется, что нормальный человек никогда с таким не смириться, но и что мы можем сделать сами? Без какой-либо поддержки власти? Ни-че-го.
Я бы пошла работать хоть как-нибудь, не знаю. Не могу ответить на этот вопрос. Потому что сижу в тепле, с компом и не представляю, как можно оказаться на улице без всего этого.




материалы в других городах