Ириша
Ириша 14.10.2015

Почему забота о пешеходе выгодна городу?

«Города должны принадлежать пешеходам» —  мысль заманчивая и старая. Возможно, когда-то, это выражение не вызывало такую бурю эмоций.

Пеший горожанин вступает в социальные взаимодействия чаще, чем автомобилист в своем домике. Пешеход не только больше потребляет, но и больше отдает: он знакомится чаще, дает кому-то телефон позвонить или дает мелочь бедняге. Да и сам ходячая реклама: вот у него клевые кеды, он взял обед на вынос с логотипом кафе, закурил ароматные сигареты. А как же небольшие разговоры между прохожими, случайный нетворкинг и даже «нужные люди в нужное время»? Социальные взаимодействия через случайные взгляды, посторонние запахи и прикосновения служат мощным средством коммуникации в городе. Только для этого нужна соответствующая инфраструктура.

Мы спросили активистов о том, почему, как они считают, приоритет в городе нужно отдавать пешеходу?

 

леонид

 

Леонид Черненко, Пешеходный Воронеж

У нас по отсталой привычке принято считать автомобилиста приоритетнее пешехода. Это пережиток советского прошлого, когда автомобиль считался показателем статуса человека. Автомобилей было мало, и владеть им было престижно. Поэтому автомобилисты привыкли смотреть на пешеходов свысока. Сейчас, с повышением уровня жизни и доступностью кредитов, машину может себе позволить каждый. Накупив машин и забив все дороги своими повозками, автомобилисты уже выглядят смешно со своими потугами на элитарность. Автомобиль занимает слишком много места: по сравнению с общественным транспортом, он использует дорогу неэффективно. Автомобили загрязняют окружающую среду. Причём не только выхлопными газами, но и ещё и пылью, грязью. Автомобили шумят, всё это плохо влияет на душевное и физическое здоровье людей. В хорошем городе, на первом месте должно быть удобство пешехода. Потом должен идти общественный транспорт: он развозит людей, а оставшееся пространство можно отдать автомобилям. Тогда город будет красивым, удобным и безопасным. По нему будет приятно гулять, в нём будет приятно жить.

 

БЕЙЛИН

Илья Бейлин, урбанист

Казалось бы, сложный вопрос, но если мы вспомним пословицу, что скорость каравана определяют по самому медленному, то возможно занавесь приоткроется. Ни для кого не секрет, что современные российские города увеличили свою площадь, что наши города это города на парковке, и мобильность обеспечивается лишь в том случае, если вы владелец автомобиля. Пешеход это последнее, что вспоминают при градостроительных решениях. Позволю себе напомнить, группы населения кто ходит пешком: молодые мамы и их дети, пенсионеры, люди с различными заболеваниями, затрудняющими их передвижение. Проще говоря, мы лишаем пешеходов тех возможностей, которые есть у автомобилистов, доступа к городской инфраструктуре. Этим мы создаем условия для социального неравенства.

 

аксено

 

Михаил Аксенов, представитель проекта «Город и Транспорт»

Городу важно заботиться о пешеходах потому, что все горожане являются в том числе и пешеходами. Потому что люди важнее автомобилей. Потому что города, как мне кажется, строятся для людей, а не для автомобилей. Потому что город — это в первую очередь пешеходы.

Важно понимать, что пешеходность (доступность свободного перемещения в городе)— это важный фактор оценки публичного пространства, причем не только с точки зрения эффективности для проведения митингов. Пешеходность — индикатор того, насколько эффективно пространство работает на город; насколько это пространство не является пустым местом, ненужным и неиспользованным.

пеши

Вообще можно сказать, что создание пешеходных зон выравнивает членов общества, потому что различия между богатыми и бедными — в том, как они проводят свободное время. Богатые могут позволить себе жить в больших домах со своими спортивными площадками, могут позволить себе различные развлечения. Люди с низким достатком живут в маленьких домах, с минимальным набором развлечений. Единственная альтернатива телевидению, которая им по карману, — прогулка по городу. Поэтому качественные тротуары, парки, обустроенные дворы, спортивные площадки и площади, это то, что может сравнять членов общества в их праве на развлечения.

Все технологии пешеходной среды достаточно просты и известны, о них не говорит только ленивый урбанист: это пандусы и лифты, поднятая до уровня тротуара «зебра», парковочные столбики, урны, лавочки, борьба с пылью и грязью на улицах, развитие общественного транспорта, пешеходные улицы и общественные зоны, зимние зоны, где можно укрыться от холода и спокойно провести время.

фиолка

Это всё достаточно простые и понятные вещи, но важными они становятся только в том случае, если мы начинаем понимать пешехода как инструмент развития экономики города, а не как чудака, который отказывается от вождения авто.