Ириша 22.10.2015

Темные аллеи жизни Ивана Бунина. Отмечаем юбилей писателя

22 октября Воронеж отмечает 145-летний юбилей Ивана Бунина. В Бунинском сквере горожане читали отрывки из рассказов первого российского писателя-лауреата Нобелевской премии по литературе. Сегодня мы расскажем вам о любопытных фактах его жизни, где была и нищета, и лесбиянки, и одиночество.

Про нищее дворянство Бунина

Иван Алексеевич Бунин родился в 10 октября в 1870 году в Воронеже в старинной дворянской, но разорившейся семье, птенец разоренного гнезда. В Воронеже Бунин прожил только первые три года жизни, затем семья переехала Орловскую губернию.

Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств, завершать гимназический курс пришлось дома.

аа

Но свою автобиографию Бунин всегда начинал цитатой из «Гербовника дворянских родов»: «Род Буниных происходит от Симеона Бутковского, мужа знатного, выехавшего в ХV в. из Польши к Великому Князю Василию Васильевичу. Правнук его Александр Лаврентьев сын Бунин служил по Владимиру и убит под Казанью. Все сие доказывается бумагами Воронежского Дворянского Депутатского Собрания о внесении рода Буниных в родословную книгу в VI часть, в число древнего дворянства» (цитита по книге В.Н. Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина. Беседы с памятью»).

В 1887 году в возрасте 17 лет он публикует свои первые стихи. В 1889 году начал работать в «Орловском вестнике» корректором. Там он познакомился с Варварой Пащенко. Родители девушки даже не хотели выдавать его за нищего поэта, поэтому в 1892 году втайне от всех Иван и Варвара переехали в Полтаву.

Бунин в эмиграции: непринятие революции, суеверие и Нобелевская премия

Большую часть жизни Бунин прожил не в России. Он не принял революцию 1917 года и эмигрировал в Париж. Там он вел активную социальную и политическую жизнь, выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями. Именно в Париже были написаны выдающиеся произведения «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Солнечный удар.
В эмиграции Иван Алексеевич укрывал в своем доме троих евреев: литературного критика Александра Бахраха и пианиста Александра Либерман с женой. Не стоит и думать, что бы было, если евреев нашли в доме Бунина.
Несмотря на общую образованность, Бунин был очень суеверным человеком и верил в плохие приметы. Также он собирал коллекцию фармацевтических и целебных растворов, которая через пару лет стала занимать несколько больших чемоданов.
Бунин получил Нобелевскую премию в 1933 году за «строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы». Бунин писал о трагичности человеческого существования, нравственных основах жизни, о мужицкой силе, о муках любви. После получения награды Бунин раздал нуждающимся почти 120 тысяч франков, тратя средства также неумело, как и его отец, который обанкротил семью.
В последние годы жизни Бунин много болел, но продолжал активно работать и заниматься творчеством. Умер он во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже и был похоронен на кладбише Сент-Женевьев-де-Буа.  Последняя запись в дневнике И. Бунина гласит: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

Про то, как от него уходили жены

Его первый гражданский брак был с сотрудницей Орловской газеты Варварой Пащенко, с которой они сбежали в Польшу, так как родители девушки не хотели выдавать замуж за нищего поэта.

Он писал тогда о любви:

…Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Но пара не нашла общего языка и разошлась. Для Бунина стало большим огорчением, что Варвара сразу же после развода вышла замуж за его близкого друга. Их роман составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Аpсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика».

ппэ

После этого Бунин вернулся на время в Россию. Здесь его ждали встречи и знакомства со многими литераторами: Чеховым, Брюсовым, Сологубом, Бальмонтом. В 1898 году происходят сразу два важных события: писатель женится на гречанке Анне Цакни, а также выходит сборник его стихов «Под открытым небом»:

Ты, как звёзды, чиста и прекрасна…
Радость жизни во всём я ловлю —
В звёздном небе, в цветах, в ароматах…
Но тебя я нежнее люблю.

Лишь с тобою одною я счастлив,
И тебя не заменит никто:
Ты одна меня знаешь и любишь,
И одна понимаешь — за что!

Этот брак был недолгим — их единственный ребенок умер в возрасте 5 лет, после этого Анна замкнулась в себе и не хотела давать развода.

Третьей женой и настоящей любовью, а также верным другом и соратником была Вера Муромцева.

 

Про лесби и любовный треугольник

Но не обошлось и без любовного треугольника. Иван Бунин приводит в дом свой любовницу Галину Кузнецову. Получалось, что Бунин является мужем сразу двух женщин — своей законной жены, отношение к которой он определял по-толстовски, объясняя, что любит Веру Николаевну, как самого себя, и потому не может говорить о какой-то особенной любви (не станешь же признаваться в любви к своей руке или ноге?), и Галины, радовавшей и вдохновлявшей его своей молодостью и обаянием. Могло ли такое положение устраивать обеих женщин?

г

Развязка пришла неожиданно. В Стокгольме, во время вручения Нобелевской премии Кузнецова знакомится с Маргаритой и связывает с ней свою жизнь. О лесбийской любви тогда знали мало. Бунин был шокирован и оскорблен. Ему, мнившему себя знатоком любовных наук, вдруг открылось нечто, о чем он даже не подозревал. Много пил, хотел даже покончить с собой.

А после его естественной смерти  в 1953 году именно Вера Муромцева написала мемуары «Жизнь Бунина», разбирала его архивы и готовила рукописи к изданию.

Бунин и одиночество

В Воронеже 13 октября 1995 года установлен памятник Ивану Бунину на перекрёстке улиц Плехановской и Орджоникидзе. Автором памятника стал московский скульптор Александр Бурганов, который изобразил писателя в момент расставания с Россией, а пёс стал символом одиночества.