Бизнес

3 женщины о своей работе на руководящих должностях

Опубликовано 04 марта 2016 в 10:49
0 0 0 0 0

В современном мире почти не существует отраслей, где женщины не могут занять руководящие должности. Но по-прежнему считается, что в IT, автосфере, политике и других стереотипно «мужских» профессиях им значительно труднее. Мы поговорили с бизнес-леди о том, как им удается успешно управлять серьезными организациями.

Виктория Логачева, генеральный директор «OpenTrade Commerce»

11

Моя жизнь в интернете началась примерно тогда же, когда появился интернет в Воронеже — примерно в 1998 году, и почти сразу начались первые опыты в html. В то время я работала в службе рекламы местного медиахолдинга, а после работы вместе с друзьями делала сайт для новой радиостанции. Тогда и возникла мысль о том, чтобы посвятить себя созданию сайтов. Весной 2002 года мы вместе с партнером организовали Агентство Вызов, я общалась с клиентами и вела заказы, партнер был дизайнером, остальных сотрудников мы наняли. Сначала брались за все подряд — сайты, рекламные тексты, нейминг, дизайн упаковки, фирменный стиль, лишь бы удержаться на плаву, но потом сконцентрировались только на вебе. Могу сказать, что всегда была лидером, еще со школы, возможно поэтому и стала руководителем, а сферу выбирала ту, которая была интереснее.

Сыну тогда было 2 года, и видела я его гораздо меньше, чем хотелось бы. Успокаивала себя тем, что если не количеством возьму, то качеством, поэтому каждый час, проведенный вместе я старалась целиком уделить общению с ним, играм, совместным прогулкам. Во всем есть свои плюсы — возможно мы скучали друг по другу больше, чем если бы я была с ним полный день, зато он видел веселую маму, которая посвящает свое время только ему. Для меня важную роль играет поддержка близких. Родители помогали воспитывать сына, муж всегда готов выслушать, дать совет, помочь разобраться в сложной ситуации. Не уверена, что справилась бы без их участия.

Женщины в целом очень ответственны и склонны брать на себя больше, чем способны «потянуть», поэтому важно ставить себе границы — сейчас я работаю, а сейчас я дома, в семье или с друзьями, отдыхаю. Давать себе возможность переключиться, побыть слабой, глупой и смешной, забыть о нерешенных задачах и проблемах. Не делать того, что можно делегировать кому-то еще — партнеру или сотрудникам. Из стереотипов, которые ограничивали: когда была моложе, сложнее было договариваться, всерьез не воспринимали, но это не зависит от сферы бизнеса, компетенции мне хватало. Видимо как раз издержки того, что на девушку смотрят в первую очередь как на девушку, а во вторую — как на бизнес-партнера. Так что чем старше, тем легче.

Сейчас я руковожу компанией Opentrade Commerce: это сложная программная разработка, удаленная команда из 20 человек в разных городах и странах. Работа в режиме home-office помогает мне больше времени уделять семье и дому. За эти 14 лет с начала своего бизнеса в IT я не сталкивалась с отношением «женщина-айтишник не женщина и не айтишник», чаще такое звучит по отношению к девушкам-программистам. Хотя чем дальше, тем больше девушек я встречаю и в разработке, и в тестировании. Что касается руководства, мне кажется, по большому счету здесь пол не играет роли. Просто металлургия наверное нам не так интересна, как цветы или украшения, поэтому в директорах металлургических комбинатов так мало женщин. А IT — красивая гармоничная сфера, в ней много эмоций и разнообразия, так что какая разница, кто руководит айти-компанией, возможно, у женщин это получается лучше.

бабочка1

Юлия Спорыхина, директор автомагазина «За рулем»

22

Я стараюсь вести бизнес, пользуясь преимуществом того, что ты — женщина, и не вступать в мужские игры. Мой бизнес — это госпоставки автотоваров и розничные продажи, клиенты и партнеры только мужчины, я занимаюсь этим уже 10 лет. Мое преимущество — это то впечатление, которое я произвожу, будучи женщиной, это такая редкость в автобизнесе, все же экзотика обращает на себя больше внимания.

Я веду мужской бизнес по-женски: я вижу и делаю то, что не делают мужчины, это другой взгляд на привычные вещи. Как если воспитателем в детсаде будет мужчина, дети-клиенты точно им заинтересуются, у него будет креативно-иной, чем у женщин-воспитателей подход к работе, он сможет привнести новое, сделать тоже, иным способом. А если он будет мастером на заводе, это не привлечет внимание и ему нужно будет приложить больше усилий, чтобы выделится, так как он окружен подобными. Или вот еще пример: китаец в Китае — это обычное дело, а вот китаец в России — это уже интересно, и он привлекает к себе внимание, а завладеть вниманием — уже результат, а дальше дело техники.
Поэтому «женщина в мужском бизнесе» перестало для меня быть ограничением, как только я увидела в этом преимущества. До этого работала как мужчина и это было неэффективно: мерилась с ними умом, спорила, пыталась доказать, что я не глупее их, хоть и блондинка. К примеру, обсуждала технические характеристики запчастей, а сейчас говорю — «я блондинка, помогите мне с вами поработать, вы все знаете лучше меня». Хотя техническими знаниями обладать надо, блондинка — это маскарад. Пока мужчина смотрит на женщину с удовольствием, она может ему продавать все, что угодно и по любой цене, а если она ему неприятна, то у нее этого уже не получится. Но это только моя теория и стратегия, результат возможен и с другим подходом.
бабочка2

Галина Арапова, руководитель Центра Защиты Прав СМИ

Без-имени-2

Не думаю, что моя работа сильно нестандартна, ведь женщин-юристов — тысячи.
У нашего общества весьма искривленные подчас стереотипы относительно работающих женщин, особенно, если она в профессиональном плане заметна.
Мне нравится моя работа, я искренне верю в то, чем я занимаюсь, я убеждена, что мы с коллегами делаем полезное дело. Мы стараемся быть максимально профессиональными, что бы мы не делали. Может быть, поэтому и получается, может быть на этом и базируется репутация (это скорее видно со стороны, не мне об этом судить).

Давления по гендерному признаку в моей работе я особенно не ощущала. Разве что несколько раз, когда в судебном процессе, защищая журналистов, пересекалась с оппонентами-мужчинами, старше меня по возрасту. Те бывало открыто отпускали сексистские замечания в мой адрес, выражая сомнения, что молодая женщина может в суде сказать что-то внятное. Иногда даже судьи делали им замечания. Правда такая позиция оппонентов не делала не только им чести, но и не приносила успеха в судах, — все те дела я выиграла.

Что же касается того, можно ли изменить восприятие мужчин относительно женщин-руководителей: я никого изменять не собираюсь, каждый ведет себя в меру своего воспитания, образования и мировоззрения. Но, к сожалению факт — наше общество довольно сильно пропитано неуважением, и не обязательно в отношении только женщин (среди женщин есть много опытных, авторитетных, профессионалов в своем деле, как и среди мужчин). В целом, отношения между людьми, как мне кажется, строятся не на взаимном уважении, а на других позициях — социальных связях, знакомстве, иерархии подчинения. А это не самая доброжелательная и цивилизованная база для взаимоотношений, на мой взгляд. Будете говорить, что женщин у нас не любят, вам приведут в пример, что у нас была первая женщина-космонавт и Совет Федерации возглавляет Матвиенко, и это как бы в понимании многих доказательство, что все у нас с этим вопросом «в шоколаде». В любом случае, женщине добиться чего-то значимого в профессии сложнее, всем это понятно: стереотипы, много других забот, семья, дети. В моем случае, я не стремилась делать карьеру, я просто занималась любимым делом вместе с командой единомышленников, а это сильно помогает в работе.

бабочка3

 
0 0 0 0 0