Меню
°
Воронеж
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаЯрославльЧебоксарыСимферопольКраснодарСочи
Город

Что происходит с архитектурой Воронежа? Рассказывает главный архитектор Марина Ракова

Опубликовано 02 декабря 2015 в 18:11
0 0 0 0 0

Марина Ракова стала главным архитектором нашего региона в мае 2015 года, когда в Воронеже создали новое управление архитектуры и градостроительства области. Какие задачи решает новое ведомство и с какими проблемами уже столкнулось, The Voronezh Room узнал на конференции с Мариной Раковой и ее оппонентами – архитекторами, застройщиками и предпринимателями в области архитектуры.

marinarakova

Как вы видите архитектурную политику региона? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Наше новое управление занимается развитием архитектурной деятельности в области, но хотелось бы вашего понимания: несмотря на наш вышестоящий уровень, не все частные вопросы по строительству мы видим, знаем и можем на них влиять. Но все значимые проекты мы стараемся выносить на высокий уровень. Проблемы области состоят, во-первых, в правовом регулировании – пока что вакуум есть не только на местном уровне, но и на федеральном. Во-вторых, в качестве современной архитектуры городов Воронежской области. Если вы видели Градостроительный кодекс, принятый в 2004 году, то знаете, что слово “архитектура” там встречается только пару раз. И кодекс во многом противоречит федеральному закону №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который приняли еще в 1995 году. Особенно характерный показатель проблем – закон корректировался всего один раз. И закон этот сегодня практически не работает. Мы сами рассматривали около 15 проектов изменений – на защиту и профессии и архитектуры городов, но ни одно из изменений не внесено. Но я уверена, что существенные изменения в законодательстве произойдут! Например, будет работать закон национальных палат как на федеральном уровне, так и на региональном. Он будет состоять в том, что коллеги будут давать оценку своим же коллегам. Сообщество архитекторов – оценивать квалификацию тех же архитекторов. Если закон выйдет, то шансы у профессии есть.

Есть ли опасность вырасти такому закону в “профессиональную инквизицию”?

Если быть идеалистами и рассчитывать на благоприятные отношения, то закон примет такую игру: из практикующих людей будет избираться комиссия, которая сможет оценивать своих коллег. Но, получается, что за просчеты и ошибки архитекторы будут также наказываться своими соратниками. Назрело ли это? Да, низкое качество градостроительных проектов налицо. К числу проблем, которые порождают малую эффективность работ, я отнесла бы вопрос о недостатке количества архитектурных конкурсов – даже те, которые сегодня организуются, имеют призрачный подход к формированию стартовых условий.

Что будет с Домом архитектора? Нужна ли его реновация? Или он так и останется местом сбыта меховых изделий?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Я была в гостях в московском Центральном доме архитектора – он наполнен жизнью, в нем встречаются студенты с преподавателями. За наш Дом архитектора обидно, хотелось бы вернуть ту начинку, задуманную П.П. Даниленко, с ее насыщенными встречами. Нужно возвращать туда молодежь! Мы предлагали Союзу архитекторов концепцию реновации Дома – нас поддержали, но все равно пока не хотят менять оболочку. Но я надеюсь, что время придет и Союз сделает это.

За наш Дом архитектора обидно, хотелось бы вернуть ту начинку, задуманную П.П. Даниленко, с ее насыщенными встречами. Нужно возвращать туда молодежь!

Возьмется ли Воронеж за BIM-проектирование?

Я уверена, что наш регион готов к этому. За BIM-проектированием (информационное моделирование здания – ред.) – будущее. Минстрой декларирует прогнозирование о всех муниципальных заказах в BIM-проектировании. Не все города готовы это принять. Например, потому, что пока “мы” будем только учиться, “они” уже перейдут на новый уровень, а нам бы этого не хотелось. Но учиться и внедрять новые технологии нужно – я поставила такую задачу своему управлению. Я не верю в окраинные кварталы с 17-23 этажным жильем. А наши окраины застраиваются – так что подспорье появляется для этих технологий.

Что будет с бывшей типографией “Коммуны” на проспекте Революции?

коммуна

С одной стороны, непростая экономическая ситуация, в которой находится и вся страна, и девелопмент, а с другой – творческая бактерия, расплодившаяся на этой территории – могут не только застопорить бизнес-постройки в бывшей типографии, но и, может, подвигнут творческую интеллигенцию развить там особую жизнь. На сегодняшний момент Платоновский фестиваль очень заинтересовался этой площадкой и попросил у нас контакты владельцев “Коммуны”, чтобы на следующем фестивале организовать там большую программу.

Я надеюсь, что застройщики все-таки подождут и там произойдет что-то творческое. А пока никаких разрешений по поводу строительства там – не даем. Кризис –это время, чтобы подумать и прийти к нестандартным решениям. А пока там будет Платоновфест!

Следует ли привлекать широкую общественность к застройке городов? Могут ли появиться публичные слушания?

Застройщики должны давать доступ ознакомиться жителям с планировкой новых домов или кварталов. Результаты этого знакомства и мнения людей всегда носит рекомендательный характер при принятии решения градостроителей. Сейчас есть нехватка широкой, доступной информации о проектах. Нельзя прятать информацию о встречах архитекторов, застройщиков, их решениях, чтобы потом общественность взорвалась. Но последнее слово – все-таки прерогатива профессионалов. А рычаги-рекомендации общества все еще сохранились – работает городской совет.

Как могла произойти история в Воронеже с домом купца Балашова? (Дом оказался полностью встроен в торговый центр “Галерея Чижова” и попал в «Идиотеку» Артемия Лебедева)

балашова

Мы рассматривали этот вопрос на градостроительном совете. Дом остался как памятник, причем не разрушенный. Здание не снесли. Не могу сказать, что эта история вызывает у меня негативную реакцию. Это вторжение современного строительства  – оно неизбежно. Просто вопрос сочетания, которое, как оказалось, может присутствовать.

Что будет 18 декабря на форуме Зодчество VRN в бывшей Мариинской гимназии?

офицер

Мы до конца не были уверены, что потянем форум в этом году, но с помощью спонсоров осилили. Вернули в программу смотр конкурсов. Была в прошлом году пауза с ними, но теперь не будет.

Хотелось бы на форуме посмотреть внутрь себя: что у нас наработано, что планируем, что смогла сгенерировать творческая часть города, что мы, может быть, увидим на улицах городов области. В образовательную часть будут приглашены Никита Явейн, Илья Заливухин, Андрей Чернихов, Яна Голубева и другие.

Будет выставка, на которой студенты ВГАСУ представят свои работы на тему “вузу-85 лет”. Мы надеемся, что форум будет стимулировать наше профессиональное сообщество. Кстати, до 7 декабря есть еще время подать заявку Зодчество VRN 2015. Хотелось бы сказать о своем мнении насчет конкурсов: много их не может быть, но без них – мы топчемся на месте. Для того, чтобы двигаться, нужно взаимное усиление работы бизнеса и администрации региона.

Как вы воспринимаете город Воронеж?

Я с удовольствием гуляю только в центре. Я не хожу на окраину – стараюсь там не бывать. Но когда нужно ехать куда-нибудь на ВАИ или Машмет, то чувствую себя не в своей тарелке. Периферия города находится в грустном состоянии. Это 2 разных города – центр и окраинные районы. Центр имеет презентабельную жизнь, здесь красиво. Что нельзя сказать о городских условиях в периферии. Туда нужно вкладывать деньги, начиная с тротуаров, заканчивая пандусами.

Ольга Козлова

0 0 0 0 0

Новости smi2.ru
новости

Новости smi2.ru


Вконтакте
facebook