Общество

Что такое социальное предпринимательство?

Опубликовано 15 июня 2015 в 16:54
0 0 0 0 0

Что такое социальное предпринимательство, чем оно отличается от обычного бизнеса и как делает мир, в котором мы живем, лучше? The Voronezh Room давно волнует тема социального предпринимательства. Мы хотим, чтобы в Воронеже появился целый класс социальных предпринимателей, но как отличить их от «подделки»? Давайте разбираться. И поможет нам в этом Крис Уорман (Chris Worman), директор по развитию в TechSoup Global в переводе Теплицы социальных технологий и дополнениях от TVR.

Что же такое социальное предпринимательство?

Как понять, что ваш бизнес социальный? Давайте посмотрим на Gebruder Stitch — социальный стартап, производящий экологичные джинсы.  Что же такого «социального» в джинсах за 400 евро?

На самом деле, есть несколько вещей. Во-первых, несмотря на то, что Gebruder Stitch могли бы получать больший доход просто закупая материалы, как делают почти все джинсовые компании, они подходят к этому процессу ответственно. Они используют только органический хлопок и ткань от поставщиков, в которых они уверены. Каждая пара таких джинсов поддерживает финансово фермеров, выращивающих хлопок, и рабочих, которые производят ткань.

хлопок
Познакомьтесь, это хлопок

Во-вторых, Gebruder Stitch нанимает социально маргинализированных работников и платит им рыночную заработную плату — каждая пара джинсов сделана женщинами, которым трудно было бы найти иную работу, чтобы поддерживать семью. В-третьих, Gebruder Stitch рассказывают своим покупателям о том, что их покупка более «ответственна», чем покупка обычных джинсов, в процессе изготовления которых часто используется и детский труд.

Каждая из приведенных выше причин дает Gebruder Stitch право называться социальным бизнесом, но это мог бы быть и обычный бизнес, который заботится об окружающей среде (как, например, Body Shop). Основное отличие заключается в том, что Gebruder Stitch не имеет акционеров, которые получают долю прибыли. Ее не получают и основатели. Gebruder Stitch инвестирует прибыль в новые социальные предприятия, включающие на сегодняшний день ресторан и пекарню, которые используют похожую социальную модель.

хербрау

Другой пример. Иоаннис, сорокалетний греческий врач, занимается хотя и более традиционным, но новаторским социальным предпринимательством. Его проект — Alterniity — это виртуальная игра, диагностирующая ранние стадии болезни Альцгеймера (cтарческий маразм). Игра является лучшим диагностическим инструментом на рынке (в группе из 5 000 подопытных диагноз успешно ставится в 85% случаях) и привлекает инвестиции и партнеров для своего развития.

Alterniity, подобно любому бизнесу, видит возможности капитализации в улучшении существующих практик, в данном случае — диагностике болезни Альцгеймера. Но, в отличие от обычного бизнеса, Alterniity строит свою модель на долгосрочных накоплениях, полученных от оказания более эффективных услуг на относительно небольшом рынке, участники которого, как правило, не в состоянии платить — позиция, не применимая к «нормальному» бизнесу.

Главный «клиент» Иоанниса — департамент здравоохранения, потому что ранняя диагностика — это дополнительные годы нормальной жизни для тех, у кого обнаружили эту болезнь. В течение этих лет люди с таким диагнозом могут оставаться полноценными членами общества и правительство будет тратить меньше средств на их содержание.

диа

В то время, как модель Иоанниса улучшает жизнь населения и является более распространенной в сфере социального предпринимательства, чем производство модных эко-джинсов, она все еще является услугой. Самой «социальной» в социальном предпринимательстве является модель, связывающая такое предприятие с теми, для кого оно создано. Например, организации, работающие по такой модели, могут нанимать людей с ограниченными возможностями на работу — в этом случае, прогресс индивида является в той же степени «продуктом», как и то, что производится в процессе работы.

Характеристики социального предпринимательства

В этих моделях социального предпринимательства, будь то эко-джинсы или игры, диагностирующие заболевание можно выделить две общих черты.

Во-первых, у каждой организации есть миссия — создание социального блага. Бизнес сам по себе может быть частью миссии, но не причиной существования организации; скорее, он позволяет организации реализовывать ее миссию наиболее эффективно.

Во-вторых, социальное предпринимательство характеризуется тем, что инвестирует свою прибыль в создание еще большего социального блага, а не возвращает ее акционерам. Здесь нет акционеров и никогда не будет IPO. При этом многие социальные предприятия гордятся тем, что предлагают своим сотрудникам конкурентную заработную плату, и считают это важной частью своей стратегии — трудно нанять и удержать талантливого специалиста, если не платить ему.

0 0 0 0 0