The Voronezh Room поговорил с организаторами музыкальных событий в Воронеже, «Деликатессами», о проблемах независимой инди-музыки, фестивале #Soundfood и о том, как выйти из общественных рамок.
Привет. Расскажи немного о своей деятельности, небольшую ретроспективу организаций фестивалей
Мы привозили Diary Of Dreams, De/Vision, Last Days Of Jesus, Larva, Two Witches, Das Ich, Stillife, Moon Far Away, Sleetgrout, Mechanical Apfelsine, Giant Waves, Scofferlane, Strong Product, D.B.S., Unity One, Theodor Bastard, Necro Stellar… на самом деле много групп от синт поп до готики или индастриал, и это только микроскопическая часть инди сцены, хотя свою музыку не попадающую в какой-либо формат мы привыкли называть современной нетривиальной музыкой. Понятие indie, слишком размыто. На днях был отличный «привоз» Lucidvox. И, конечно, стараемся помогать нашим, локальным, проектам.
В апреле вы проводите фестиваль Indie музыки #Soundfood. Расскажи, что там будет?
22 апреля в клубе «Легенда 100ru» на фестиваль #Soundfood в рамках культурного обмена хедлайнером мы привозим немецкую группу Golden Apes. Немецкие музыканты проводят аналогичное мероприятие у себя в Берлине, а здесь хотят познакомиться с местными коллективами, с перспективой пригласить кого-то к себе на фестиваль Dark Spring, так что это хорошая потенциальная возможность для воронежских музыкантов принять участие в одном из статусных берлинских мероприятий для всех любителей indie музыки и пост-панка.
Расскажи немного об этой немецкой группе?
Golden Apes — это берлинская пятерка музыкантов и художников, объединившие в своём творчестве лучшее из «независимой» музыки 80-х: пост-панк саунд, бархатный вокал в духе Ника Кэйва, немного от the Cure, немного от Joy Division, немного от Sisters Of Mercy. Группе почти 20 лет. Golden Apes выпустили шесть студийных альбомов, отыграли на огромном количестве фестивалей и делили сцену в турах с Clan Of Xymox, Ikon, Zeraphine, легендами британского пост-панка And Also the Trees, Chameleons UK. Дружат c новомодными She Past Away, с которыми группа регулярно выступает в Германии.
Вокалист Golden Apes, Пира Лебрехт, также известен как вокалист синт-поп-проекта The Dust of Basement. С этим культовым для европейского электронного андеграунда проектом он работал на последних двух альбомах.
Golden Apes уже посещали наш город в 2007 году, где их выступление воронежцы приняли с большим энтузиазмом. А немецкая группа с тех пор с большим интересом относится к русской «независимой» музыке.
Кто-то из воронежских групп подхватит фестиваль?
Выступление немецкого коллектива поддержат воронежские музыканты из Surfer Rose, Alliteration Kit, Rot On The March и noisebleedsuns. Да, и Другое Дело, выступающие с отельным сетом на афтепати. К слову сказать, у некоторых из воронежских групп уже большой опыт выступлений с иностранными исполнителями, и потенциал всех групп раскрывается именно во время живых выступлений, поэтому самым верным решением будет просто прийти и услышать это.
Surfer Rose
Самая молодая и любимая воронежская группа. В 2012 году пятеро молодых любителей шумного инди-рока 90-х собрались вместе и записали сингл «Turn Me On». Это событие не осталось без внимания — победа в конкурсе «Studio #7» от журнала Rolling Stone, выступления на разогреве Дельфина и The Offspring. В 2014 году был выпущен дебютный альбом «Tick», а в 2016 году готовится к выходу новый лонгплей, активно обсуждаемый воронежским андерграундом и в рунете.
Rot ot on the march
Быстрый goth-rock в британском стиле. Фрэш из Sisters of Mercy, Red Lorry Yelow Lorry и Rosetta Stone, который уже крепко полюбился зарубежным поклонникам как ортодоксального готик-рока 80-х, так и coldwave. И он также заслужено хорошо известен за пределами России. Импортозамещение в действии, так сказать. Вот истинная суть патриотизма — хорошо делать свое дело. Им это как раз очень хорошо удается. А главное они не собираются останавливаться на достигнутом.
Alliteration Kit
Лицо современных воронежских независимых, с дерзким нравом и шершавым характером. Больше 7 лет их записывают в пост-панк, готик-рок и нью-вэйв. Их успели полюбить в обоих столицах, где на ивентах слушали пост-панк или готик. Но изюминка группы как раз всегда и была в том, чтобы двигаться вне рамок. И если в музыкальном плане то, что они делают возможно описать, то перфомансы на сцене всегда оставались вне рамок. А здесь по нынешней жизни, извините, вы или принимаете правила игры (к примеру, мы будем воронежскими Король и Шут) или будете делать нечто свое, оригинальное.
Noisebleedsuns
На данный момент за плечами у ребят одно живое выступление, но 22-го апреля, в рамках фестиваля независимой музыки «Soundfood» и 29-го апреля с группой Kirov из Санкт-Петербурга. Также ребята ведут работу над дебютным EP группы, выход которого ожидается этой весной.
Почему вообще решили его проводить?
Потому что на сегодняшний день в Воронеже случилось достаточное количество хороших музыкантов, которые не совсем вписываются в формат традиционного рок звучания. И на данный момент их ровно столько, что их выходит на небольшую фестивальную программу. Ну и вдобавок мы давно общались с нашими немецкими друзьями из Golden Apes, которые снова мечтали посетить Россию. Нашим музыкантам немецкая группа очень нравится, как-то все наложилось и вытекло в фест. А вообще на фоне двух или трех дневных опен эйров называть то, что мы делаем фестивалем слишком громко.
Что мешает развиваться indie-культуре в Воронеже?
Сцена само собой не развита и развиваться ей не с чего. Здесь замкнутый круг. Факторов очень много. Как один из них: мы по сути полностью лишены какой-либо инфоподдержки. Музыкальная журналистика как институт в этой стране так и не состоялась. Про локальные медиа и вовсе говорить нелепо. Те, кто приходит в отделы, освещающие культурную жизнь города, в местных СМИ люди как правило недалекие, если называть все своими именами. Они или будут вечно отрабатывать по официальным мероприятиям, Платоновскому фестивалю искусств (потому как здесь все очевидно — это фестиваль искусств, а нам поручили писать про «культуру») или будут освещать концерт какой-либо популярной группы с аудиторией рассчитанной на выпускников ПТУ. В остальном на предложение осветить любое некоммерческое событие вы получите отказ сформулированный как «ну вы понимаете, воронежцам это будет не интересно», «это не наш формат».
Организаторы сейчас пытаются выживать различными способами: от снижения цен, до объединения с мейнстрим проектами. Откровенно говоря, неизвестно какое из зол меньшее. Падение не просто посещаемости, а интереса к новой музыке — это как результат. «Независимая» сцена все-таки подразумевает некую интеллектуальную пищу не для всех, и это по логике подразумевает, что за это стоит заплатить. Почему-то мы хорошо осознаем, что платить за какую-нибудь брендовую одежду «не для всех» — это нормально. А музыка «не для всех» почему-то должна валяться на дороге. Почему тогда не слушать то, что звучит по радио?
Golden Apes выступали в 2007 году в Воронеже, как-то изменилось отношение к ним как представителям независимой музыки?
Я с удивлением обнаружил, что настроение людей оставлявших отзывы от концерта Golden Apes в 2007 году в Воронеже и 2016 почти не отличаются. За 9 лет выросло новое, другое, поколение. Но это по-прежнему снобы. Они будут бесконечно обсуждать концерты, новые группы и организаторов, но не посещать события. Вот в этом ничего не изменилось. Я даже не знаю, это очень грустно или очень смешно, а ведь та же немецкая группа сильно выросла за то время, она стала звучать интересней и качественнее.
А что стало с субкультурами, лет десять назад еще были панки, готы, эмо, а что сейчас?
Наверное, готы как были в 1999-м, в 2000-м, в середине 2000-х так и сейчас все это есть. Например, воронежские Rot ot on the march по-моему сейчас единственная из российских готик-рок групп, которая и издается за рубежом, и регулярно ротируется на зарубежных радиостанциях. Может это и очень ограниченная аудитория, но явно за пределами Воронежа или страны. Про эмо я не знаю, полагаю и панк некуда не делся, именно настоящий панк, а не мейнстрим из голливудских фильмов. Январский концерт Further Charges был отличным.
Но готы, панки, эмо — это все-таки то, что заставляет мыслить в рамках определенных клише. Не жанровых определений, а именно клише. К примеру, Strong Product, исполняющий EBM в старом ключе, своего рода отличный электронный панк. Именно поэтому мы определяем ту музыку, которую стараемся двигать «нетривиальной», то есть вне клише.
Возможно сформировать такую инди-культуру, где люди будут жить своими увлечениями, создавать свое: одежду, еду, музыку, то есть быть чем-то полезными, в противовес общества потребления, может на этой почве удастся популяризировать инди-музыку?
Что касается формирования: оно на то и «независимая» культура, что ее никто не формирует. Это живой организм. Она формируется внутри и уже является противовесом. Все, что нужно уже есть — ты или принимаешь это или двигаешься в этом течении, или в формате телевизора, радио, соцсети, где как раз формируют твои взгляды и предпочтения.
Насколько в Воронеже независимая музыка или многие хотят попасть в мейнстрим?
Я этот вопрос не понял. Но я предполагаю, что музыкантам хочется видеть больше людей на своих концертах и минимально покрывать свои расходы, делать то, что они хотят делать. Если бы они хотели рубить бабло, они делали бы иную музыку. И в этом мы ничем не отличаемся от зарубежных коллег. Просто вполне разумно уделять большее внимание людям, которые не делают продукт, рассчитанный на маргиналов. С другой стороны понятно, что это мало кому интересно в нынешнее время. Ну и что главное, мейнстрим и инди — очень условные категории. Шнитке сделал музыку к Сказке Странствий и вроде бы можно было бы обозначить как мейнстрим, Schiller, объединивший в себе музыкантов инди-групп — тоже мейнстрим, в конце концов Depeche Mode, исключительно продукт инди лейбла, но один из популярнейших проектов. Тут уже все зависит от того, насколько люди готовы открыть глаза. В 90-х приходили люди и спрашивали, что послушать, я предлагал им кассеты с радио шоу Джона Пила, что переписывал у старшего друга. На кассетах был в числе прочего и radiohead. Когда я им это предлагал, они воротили нос. Затем спустя время, они уже рубились под Тома Йорка…ну просто потому что, это было модно…Были ли у них уши? Это риторический вопрос.
В музыкальной среде постоянно что-то новое появляется и всегда нужно двигаться вперед. В этом как раз и преимущество. Как в свое время в Трэйнспоттинге -«нельзя же всю жизнь слушать Игги Попа». Хотя нынешнее десятилетие не может похвастаться пассионарными взрывами и появлением чего-то нового. Сейчас скорее идет гонка на перегонки, кто кого перегонит в пост-модерне. Доходит порой до смешного, пытаясь охарактеризовать свою музыку. навешивают очередную приставку POST. Так появляется post-post-punk или neo-post-rock… Но за всем этим идиотизмом всегда находится место и хорошим проектам. Их просто надо уметь разглядеть. Мне, например, нравится ALLITERATION KIT, которые при том, что исполняют несложную для восприятия музыку, всегда стараются быть вне какого-либо стиля и всегда удивлять аудиторию.
Так как же выйти из общественных рамок?
В первую очередь, не бойтесь пробовать что-то новое и выходите из рамок модно/немодно. Одна из проблем в том, что многим людям хочется «вписаться» в некий элитарный клуб. Но все заканчивается тем, что они видят и берут только то, что на поверхности, не стараясь себя как-то утруждать и разбираться в чем-то. И получается то, что давно описано у классиков — «не БЫТЬ, а казаться». Погружайтесь в тему, следите за инди-журналами (они есть и вконтакте), читайте паблик о великом британском радиоведущем и музыкальном эксперте Джоне Пиле, который сделал знаменитыми Led Zeppelin, Pink Floyd, Дэвид Боуи, Joy Division, The Cure, Nirvana и других.