The Voronezh Room продолжает рассказывать об интересных зданиях старого Воронежа в формате онлайн-экскурсии, а помогает нам в этом молодой краевед Роман Зеленин. В прошлый раз мы начали свой путь от остановки Манежная, двинулись на улицу Сакко и Ванцетти и остановились у Дома Халютина.
Маршрут смотрите по карте:
Сакко и Ванцетти, 75 — дом преподавателя губернской гимназии Рябоконева: 1900 год Дом учителя истории и географии губернской гимназии Якова Петровича Рябоконева. Со двора этого дома открывается вид на церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, расположенную на улице Освобождения Труда.
Сакко и Ванцетти, 77 — гостиница купца Годлевского, выходца из Царицына: 1900 год.
Ул. Сакко и Ванцетти, 76 — здание в стиле «ампир» с мощным портиком (1810-е, окончательная отделка относится к 1840-м годам). Недостроенный до конца частными лицами, дом был приобретён военным ведомством и определён под жильё Воронежского батальона кантонистов (солдатских детей). В начале 20 века в этой усадьбе были квартиры и хозяйственные помещения военного вещевого склада.
А вот социальный состав учащихся «Дома кантонистов» был противоположен контингенту элитного пансиона. В здании с мощным портиком в XIX веке жили и учились кантонисты (солдатские дети, чьи отцы погибли на полях сражений). Ланкастерская система, когда более успевающие ученики «подтягивают» отстающих, давала в итоге хороший уровень знаний всех выпускников. Сейчас это жилой дом.
Сакко и Ванцетти, 61 — дом дворян Самгиных, с башенкой-бельведером (надстройкой над домом), круглой комнатой со следами винтового входа в бельведер и каменными надолбами при въезде в усадьбу; более известен как дом Аристовых по фамилии более поздних и многолетних владельцев, священнослужителей.
Дом дворян Самгиных, с башенкой-бельведером (надстройкой над домом), круглой комнатой со следами винтового входа в бельведер и каменными надолбами при въезде в усадьбу. Более известен как дом Аристовых по фамилии более поздних и многолетних владельцев, священнослужителей.
Ходят легенды о постройке с башней-бельведером. Молва гласит, что в башенке была домашняя церквушка, устроенная священнослужителем, обитавшим в этом доме до революции. До середины XIX века загадочное строение принадлежало чиновнику Казенной палаты, а в 1870-х в нем действительно поселился священник – Алексей Аристов. Одного из его сыновей репрессировали в советское время за то, что он читал Библию крестьянам.
Коммунаров, д. 44.
На левой стороне стоит дом 44 по соседней улице Коммунаров. Дом сооружен в 1820-х годах и принадлежал участнику Бородинской битвы И.С. Мягкову. Он был участником компаний 1805-1807 гг., Бородинской битвы, сражений при Тарутине и Малоярославце в 1812 году. И.С. Мягков принял участие в заграничных походах 1813-1815 годах по территории Польши, Пруссии, Саксонии, Франции. В 1822 году ушел в отставку в чине капитана. В 1823 году внесен был вместе с семьей во вторую часть родословной дворянской книги Воронежской губернии.
Сакко и Ванцетти, 53 — крупный дом-памятник первой половины 19 века, из владельцев которого известны унтер-офицер Захаров и священник Девичьего монастыря Бучнев. В первые послевоенные годы дом получил третий этаж с красивым аттиком, но лишился некоторых ценных деталей.
А вот старинная постройка, где до революции располагалась народная библиотека имени Кольцова, до наших дней не дожила (сейчас там стоит дом № 23). В свое время сюда часто захаживали многие известные воронежцы – математик Киселев, издатель Суворин, краевед Звере У улицы вообще давние просветительские традиции – именно тут в 1798 году открылась первая губернская типография, с которой началась история воронежского издательского дела. Именно на нынешней улице Сакко и Ванцетти в Воронеже впервые появились губернская типография и народная библиотека имени А. В. Кольцова (филиал публичной библиотеки имени Никитина).
Участок домов с №62 по №66 — бывшая усадьба мещанина Перегудова.
Сакко и Ванцетти, 62
Перегудов, склонный к предпринимательству, открывал различные заведения — магазин, прачечную, пекарню, гостиницу, кинотеатр, которые он некоторое время сам и содержал. Свидетельство тому — краснокирпичное здание (дом №62), имевшее более солидный вид до утраты аттика. Сначала, в 1906 годах, появилась только небольшая угловая часть здания — с магазином внутри, далее дом был расширен, и в 1910 г электротехник Стороженко оборудовал в нём кинематограф «Гелиос». Стороженко торговал еще и велосипедами, а также первым в Воронеже стал предоставлять автомобили в прокат. Сейчас здание заброшено, а когда-то здесь был зал с восемью скамейками, проекционным аппаратом, белым экраном и пианино для тапера.
Дореволюционные воронежцы наслаждались плодами прогресса – в 1910 году предприимчивый электротехник Стороженко открыл кинематограф «Гелиос». На фасаде «культурного учреждения» красовалась афиша «Что смотрят сегодня?» В 1910-е годы в Воронеже смотрели трагическую историю «Злые чары», комедию «Жажда любви», драму в 3-х частях «Изверг».
Сакко и Ванцетти, 58 — краснокирпичный дом дворян Хрщановичей (1911 год) с элементами модерна.
Дом на углу Девичьего рынка (ул.Сакко и Ванцетти, 50) построенного еще в первой половине 19 века. Скругленное двухэтажное здание, выстроенное в формах классицизма в 1 половине 19 века. Раньше длинный полуциркуляторный балкон имел литую металлическую решётку и опирался на колонны. На рубеже 19 и 20 века принадлежал жене коллежского секретаря Путинцевой. В 1910 году, при новой домовладелице, мещанке Пресняковой, в первом этаже устроили бакалейный магазин.
Тайная жизнь Большой Девиченской
Надо сказать, что полиция проявляла пристальный интерес к обитателям этой улицы. И вовсе не из-за их криминальных наклонностей. Многие жители Большой Девиченской были убежденными народниками. Явки, пароли, тайные собрания, хранение нелегальной литературы. Для молодежи XIX-начала ХХ века такая революционная романтика была ежедневной реальностью.
Фотографии Романа Зеленина и пользователя Яндекс. Фотки balluda2012