The Voronezh Room продолжает рассказывать о перспективных фотографах Воронежа. Сегодня поговорим с Павлом Шевелем о том, как он пришел в профессию.
Расскажи, когда и почему ты стал увлекаться фотографией?
Началось все со школы, еще в классе седьмом, наверное. Тогда я активно занимался такими движениями, как диггерство и руфинг. Мне важно было заснять те места и ракурсы, которые мало кто видел. Они были труднодоступными для обычного посещения. Поэтому, первые шаги в сфере фотографии начинались под девизом «снять труднодоступное и неизвестное обычному человеку». Потом я познакомился с фотографами из этой сферы, они были куда профессиональнее меня. У них была дорогостоящая техника, а у меня — обычная мыльница samsung за 500 рублей. Я смотрел на работу этих людей и постоянно задавал море вопросов технического характера. Тогда мне казалось, что хорошая фотография — это лишь грамотные настройки и технические моменты. И я старался улучшить свои работы до их уровня.
А что на самом деле хорошая фотография?
Тут все сложнее, чем поставить правильные настройки. Раньше, к примеру, мы залазили на крыши под покровом ночи и снимали одни города ночью. Это немного неправильно. В профессиональной фотографии очень важен свет, композиция, погодные условия, время суток. Тогда я думал, что достаточно залезть на крышу, настроить выдержку и нажать кнопку. Теперь же я активно слежу за прогнозом погоды, за временем заката и восхода, чтобы подобрать нужные свет для интересующего меня кадра. Фотография должна быть говорящая, важен сюжет на снимке. Будь это та же панорама с крыши, природный пейзаж, портрет или стрит-фотография. Важна эмоциональная составляющая кадра. Нужно иметь внутреннее чутье, чтобы поймать хороший момент. Так что хороший снимок — это не только грамотная настройка камеры, место и время съемки в хороших погодных условиях, но и сам объект съемки. Это, пожалуй, играет одну из главных ролей.
Как насчет наград и выставок?
Раньше побеждал в конкурсе фотографий среди школ города. Входил в пятерку лучших молодежных фотографов года в ежегодных фотоконкурсах. Сейчас участвую в международном фотоконкурсе «100 лучших фотографий года». Прошел порог в открытом голосовании. Могу сказать, что мои фото лучше 50% присланных работ.
Как ты относишься к тому, что администрация области попросила использовать фотографии в целях продвижения региона? Вроде бы, вполне достойная причина, почему многие были против?
Я помню прошлой осенью мне на почту пришло письмо о встрече. От какого-то представителя окологородских властей.
Я пришел, увидел там множество знакомых хороших и не очень фотографов. Каждому из нас раздали договора и тот представитель начал речь о том, что городу нужны наши работы для продвижения в целях туризма. Нам показали хороший сайт. Все очень хорошо, но есть НО. Городские власти хотели на бесплатной основе получить наши работы. Сказали — денег на это нет. Но как же.. на хороший сайт деньги были, на людей, которые заполняют этот сайт тоже деньги были, а на сам контент денег нет. Мы тратим ресурс нашей дорогостоящей техники, совершаем поездки в далекие места, тратим свое личное время. Так же мой хороший приятель Андрей Кирнов рассмотрел в договоре очень интересный момент: власти хотели отобрать права на наши снимки. То есть мы не имели бы права пользоваться передаваемыми снимками. Это же смешно просто. Власти имели права производить коммерческую деятельность с нашими работами, а мы не могли бы даже календарь с этим фото сделать. К нашему труду отнеслись неуважительно.
Как ты перешел от ночных фотографий с крыш к стриту и пейзажу?
Этот переход был долгим. Ночные фотографии были началом, но все виды с крыши уже казались одинаковыми и захотелось чего-то большего. Когда я купил уже более менее хорошую (первую зеркальную ) камеру, я начал углубленно изучать фото, да я и сейчас все свободное время посвящаю этому. Композиционные особенности кадра всегда имели важную роль. Пейзажи я снимал уже давно, качество их постоянно улучшается. И я говорю не только о таких качествах, как резкость, цвета и прочее, а я говорю об общей работе: правильный ракурс, время суток. Вот летом очень часто снимал рассветы, приходилось вставать в 2 часа ночи, чтобы к половине четвертого утра быть на месте и ждать первых лучей. Повторюсь, что свет на снимке имеет очень важную роль. Он может быть мягким или жестким и конечная фотография будет смотреться по-разному естественно.
А по стриту. Осенью прошлого года я наткнулся в интернете на очень известных стрит-фотографов. Они жили давно. Один из них — Анри Картье-Брессон — отец уличного репортажа. Их работы говорили сами за себя. Да, это была пленка, да это был черно-белый кадр, и да это был 19-20 век. Девиз этих фотографов был в том, чтобы поймать человека в его естестве. По сути уличный репортаж. Они настолько вовремя нажимали на кнопку камеры, что смотря на этих людей, их лица можно было сразу понять, кто они, понять их характер и многое другое. Меня очень заинтересовала концепция таких фото. И с декабря месяца я тоже вышел на улицу ловить моменты. Уже сделал несколько интересных снимков, работа все еще продолжается.
А что тебя заставляет прицелиться? Как ты видишь в стрите, что этот кадр может быть хорош?
Драматическая составляющая, например. Когда я иду с камерой на улице, я сконцентрирован на самой улице и событиях вокруг. К примеру, проходя мимо театра я увидел как незадолго до спектакля мужчина жадно докуривал сигарету, чтобы успеть на спектакль. Мне показалось это интересным, и я сфотографировал. Где-то вижу просто удачный свет и жду, когда что-то произойдет, где-то фотография вообще говорит за себя: пожарная машина у стриптиз клуба стоит, жарковато там наверное. А как-то я видел, как девушка сидит в мороз одна за столиком на улице у макдака. Разве это не интересные моменты?