В Воронеже ежегодно проходит Столльфест — фестиваль в честь воронежского предпринимателя и мецената Вильгельма Столля, который основал промышленное предприятие, снабжавшее своей продукцией территорию от Варшавы до Владивостока. Разберемся, как ему это удалось, и почему предприятие разорилось.
«Вместо ремонта чужих машин и орудий (товариществом) изготавливаются десятки тысяч плугов, оборудуются большие заводы, строятся военные мельницы. Вместо маленькой торговли, существовавшей тогда при заводе, теперь миллионные обороты. Целые поезда уносят в Сибирь, Закаспийский край и другие районы произведения Товарищества. Первый русский машинный груз, коснувшийся Восточного берега Азиатской России, был груз Товарищества. Город Владивосток принял в свой порт изделия нашего завода. Западный край, Центральная Россия, Кавказ, Туркестан, Сибирь с ее областями – вот потребители наши», — говорится директору-распорядителю С.Н.Коломенкину в честь 25-летия завода в 1903 году.
Первые успехи
Вильгельм получил прекрасное образование: урожденный немец из дворянской семьи, отец — главный воронежский врач, — по-другому и быть не могло. Он закончил Воронежскую гимназию, Петербургский политех и поехал изучать сельскохозяйственную технику в Европу.
После стажировки Столль вернулся в Воронеж, так как перспективы провинциальной аграрной губернии радовали. В городе на тот момент были только 2 колокольные мастерские, поэтому конкуренция отсутствовала. Регион нуждался в сельскохозяйственной промышленности, но этого никто не замечал. Столль стал первым.
В 1869 маленькая мастерская начала свою работу. И сразу успешно. Основатель не гнушался сам производить плуги и катки и стоять за токарным и сверлильным станком, больше, впрочем, никакого оборудования и не было. Вскоре заказов стало больше, чем предприятие могло обслужить.
Появление инвесторов
Для расширения Столлю требовались деньги, которых у него не было. Тогда он предложил долю другим предпринимателям. Причем инвесторы рисковали только уставным капиталом, а основатель — всем своим имуществом. Вскоре завод наладил массовое производство и начал выходить на другие регионы.
В 1896 на заводе разработали и наладили выпуск маслобойных машин — большая инновация для российской глубинки. Предприятие постепенно отходит от производства сельскохозяйственного оборудования и расширяет линейку. Руководство реформирует управление, строит новый завод в Челябинске и переезжает в Москву, откуда продолжает управлять заводом.
Национализация и социализация
После октябрьской революции исчезает завод Столля и появляется завод им. Ленина. Заводу удается оправиться и выйти на прежний уровень после Первой мировой. Съездить за Урал во время Великой Отечественной и вернуться.
Несмотря на все кризисы завод продолжает работать и развиваться. Работники душой радеют за производство и организовывают кружки «Догнать и Перегнать», на которых с жаром обсуждают, как уменьшить простои и увеличить эффективность. Деятельность кружков поддерживают рационализаторы и изобретатели. Например, за 1932 год рассмотрели 921 предложение по рационализации производства.
Развал СССР и завода
Завод пережил революции и войны, но крушение планово-распределительной экономики в 90 годах пережить не смог. Инфляция зашкаливала, зарплаты задерживались по 3-4 месяца, энтузиазм ударников труда гас и люди потихоньку уходили.
Предприятие прекратило работу в 2001 году. Земля в центре Воронежа на Карла Маркса стоила дорого и завод распродали.
Реставрация
В 2008 году в Воронеже завершили реставрацию административного здания завода Столля — памятника архитектуры эпохи модерна, — сообщила «Интерфаксу» руководитель госинспекции охраны историко-культурного наследия региона Татьяна Старцева.
«В начале нашего века бесхозное здание пришло в катастрофическое состояние, пошли многочисленные трещины. За последние два года новый владелец дома под контролем инспекции провел полную реконструкцию — помимо внешнего и внутреннего ремонта были значительно укреплены несущие конструкции. Сохранен фасад и другие архитектурные элементы, представляющие историческую ценность», — рассказала руководитель инспекции.
Табличка с отреставрированного административного корпуса
Реставрация вместе с проектными работами заняла около 1,5 лет и потребовала 100 млн рублей, добавила она.
По материалам статьи «Воронежский завод им. Ленина: ушедший бизнес».
Фото: Большой Воронежский форум.