«У нас в стране есть поговорка: «Отец может тебя бить, проклинать, отобрать последний кусок хлеба»…» — «И что?» — «И все. Это маленькая страна»
Энди Кауфман
Стендап как жанр зародился в Великобритании XVIII-XIX века, а мировую популярность обрел в 1970-х с развитием телевидения. Стендап в России – явление относительно молодое, которое пошло в широкие массы благодаря одноименному проекту на ТНТ. Сейчас по всей стране организовываются открытые микрофоны и открываются тематические заведения. Но так ли это легко – стать комиком?
Шаг первый: материал
Для начала определитесь: действительно ли вам нравится жанр комедии или просто хочется быть на волне модного движения? Если комедия – дело вашей жизни, тогда читайте дальше.
Самое важное правило – это авторство. Включать в монолог чужие, и тем более баянистые, шутки – неуважение к зрителю и к себе. Пишите, проверяйте, переписывайте. Только так вы сможете накопить действительно хороший материал.
Определитесь с темой и своим амплуа. При этом не стоит начинать рассказывать о том, как вас достает жена, если вы не женаты. Пусть это будет личный опыт, который можно немного приукрасить. А можно и не приукрашивать. Важно понимать свое отношение к предмету шутки и отношение окружающих.
Сценарий нужен всегда. Даже если вам кажется, что импровизация – ваш конек, стоит иметь четкую схему выступления. Выстроите шутки таким образом, чтобы самая смешная шла в конце. Успех выступления должен нарастать и в конце закончиться феерическими аплодисментами (когда-нибудь точно).
Если в материале присутствует негатив, будьте уверены, что это не сработает против вас. Например, если в выступлении высмеивается какая-то личность (Леди Гага, президент или ваша мама), то шутку нужно рассказать так, чтобы аудитория не встала на место жертвы.
Шаг второй: практика
Даже будучи абсолютно уверенным в себе, вы можете запороть выступление, если поднимитесь на сцену без предварительной практики. Тренируйтесь перед зеркалом, друзьями, родственниками и даже собакой (отличный способ научиться работать со сложной публикой).
Поработайте над подачей. Даже самые смешные шутки, рассказанные с неправильной подачей, обрекают выступление на провал. Анализируя реакцию знакомых на тот или иной способ подачи материала, вы сможете вносить коррективы и менять выступление в лучшую сторону.
Шаг третий: открытый микрофон
Выступление на открытом микрофоне – отличная возможность проверить реакцию публики на материал и, вообще, начать выступать перед незнакомой публикой. Пусть в первый раз вас придут поддержать друзья, они смогут обеспечить какое-то подобие реакции зала, если все будет совсем плохо.
Сейчас открытые микрофоны появляются по всей стране, как грибы после дождичка в четверг. Выберите подходящий, позвоните и получите всю необходимую информацию у организаторов. Узнайте, сколько по времени длится выступление каждого участника, чтобы правильно выстроить сценарий и не прогадать.
Шаг четвертый: выступление
Как правило, шутка состоит из настройки (Setup) и изюминки (Punch), именно такая схема является стандартной для западного стендапа. Первая часть шутки настраивает зрителей на что-то определенное, и вот, когда они уже думают, что знают, куда все ведет, наступает вторая часть –неожиданная. Разрушая ожидания, вы вызываете у публики смех.
Помните, что стендап – это контакт с публикой. Встречайтесь с ними взглядом, рассказывайте свой монолог им, а не бубните себе под нос, не бойтесь проявлять эмоции (главное, не переигрывать).
Будьте готовы к тому, что 9 из 10 шуток «не зайдут» вообще. Но в этом нет ничего удивительного: на 45 минут качественного материала порой уходит по несколько лет.
Бояться нормально. Пускай это будет вызов самому себе.
Попросите кого-нибудь записать выступление на видео. Это нужно для того, чтобы понять, что было не так, и провести работу над ошибками. И для истории, конечно.