Меню
M+3 °
Воронеж
ЛондонВладивостокСаратовНовосибирскСанкт-ПетербургКалининградЕкатеринбургУфаЯрославльЧебоксарыСимферопольКраснодарСочи

Многополярный мир диктует новые правила игры

Опубликовано 10 января 2017 в 09:45
0 0 0 0 0

Не было хлопот, купила баба порося… Хотели захватывающего геополитического сюжета — получите, распишитесь. Россию объявили временно исполняющим обязанности ближневосточного надзирателя-гегемона. На вшивость проверяют, или действительно некому заняться столь хлопотным делом — не суть важно. Впервые с 1990-го года наша страна пытается разобраться в актуальных геополитических проблемах без заокеанских «сопливых», считавших своим долгом курировать каждый шаг и каждый чих на планете.

Вот уже респектабельная Associated Press констатирует, что в сирийском урегулировании Вашингтону придётся ограничиться ролью наблюдателя. Будущее Месопотамии, а, значит, и всего Арабского мира надлежит определять Москве при содействии Турции, Саудовской Аравии и Ирана. Со дня на день на «нашей территории» в Астане начнутся мирные переговоры между Башаром Асадом и главарями «разрешённых в России террористических организаций», именуемых в официальных СМИ умеренной оппозицией. Одиозных бородачей-игиловцев (ИГИЛ — запрещённая в РФ организация — прим. редакции) не пригласят, фронтовиков-альнусровцев из конкурирующей тусовки — тоже. Аналогичный статус предоставят звёздно-полосатым и европейским лидерам наряду с курдами. Последних за бортом большой ближневосточной политики хочет оставить Турция. Остальные участники казахстанского «круглого стола», в принципе, не против пожертвовать отчаянным народом, которому вместо международно признанной государственности снова светит геноцид.

Радоваться или плакать по этому поводу — так просто и не скажешь. От успеха переговоров будет зависеть гораздо больше, чем политическая биография какого-то там Асада и клочка пустыни, на котором тот пытался удержаться вопреки воле собственного народа. На карту поставлена судьба всего многополярного мира в его путинской трактовке. Если несколько затрапезных с экономической точки зрения суверенных держав решат сирийскую проблему в трёх-четырёхстороннем порядке, игнорируя всякие Совбезы ООН и нравоучения Запада, значит, мы в самое ближайшее время окажемся в принципиально иной системе геополитических координат. Чем-то похожей на ту, что существовала до Второй Мировой войны, где действует «право сильного» и огромное количество двух-трёхсторонних пактов, за соблюдением которых очень сложно уследить.

Журналист и историк, а по совместительству блогер Noteru.com Евгений Трифонов, не так давно критиковал многополярность за то, что та подразумевает колоссальную ответственность держав средней руки, к которой те не привыкли. Хорошо, когда «на троих» соображают те, не склонные нажимать на ядерные кнопки по поводу и без, а если в диалог вмешается отмечающий День Рождения лидер КНДР Ким Чен Ын… найдётся ли способ эффективно урезонить геополитического шантажиста? Да и, будем откровенны, сверхдержавность, даже локальная — мероприятие дорогое и энергозатратное. Добрых 20 лет мы жили в парадигме захолустья, ограничивающего свои амбиции редким вмешательством в дела Ивановской и Тамбовской областей, и то — по узкому кругу вопросов. Подобно маленькому, но гордому Азербайджану мы торговали нефтью и газом за доллары, вкладывали их в швейцарские банки и американские облигации, презирали отечественные товары и услуги, довольствуясь локальными победами хоккейной сборной в качестве повода для национальной гордости. Но голубая мечта поклонников Маннергейма из путинской команды пошла прахом.

Вместо тихой изоляционистской гавани, являвшейся идеологией «сытых нулевых», мы получили Русский мир и Евразийский проект, а также геополитическое противостояние с Западом при заведомо проигрышных стартовых раскладах. В нашем распоряжении чуть более 2 триллионов долларов ВВП по паритету покупательной способности против 40 триллионов у Евросоюза, США и Японии, которые инициировали экономическое сдерживание Москвы. Россия укрепила вооружённые силы и неоднократно доказала их эффективность, но за право стать континентальным гегемоном придётся платить. Нехитрые арифметические подсчёты говорят о том, что даже локальная гегемония самой большой стране мира не под силу. Восстановление Сирии обойдётся в космические 180 миллиардов долларов. Понятно, что таких денег в распоряжении правительства, выделяющего на антикризисные планы в 10 раз меньшие суммы, нет и не предвидится.

Более близкая нам ментально и политически Белоруссия нуждается в аналогичной сумме для перезапуска своей морально устаревшей плановой экономики. Да и сама Россия, мягко говоря, не блещет моральным и технологическим превосходством и нуждается в тотальной модернизации всего и вся — от коммунального хозяйства до производств и энергосистем. Не за горами и решение украинского кризиса. Поднимать из пепла разрушенный Донбасс, скорее всего, придётся на паритетных с Киевом началах. «На свои» по старой доброй традиции будем перевооружать армии Сербии и Египта, переоснащать в лизинг иранские авиалинии новейшими российскими самолётами без гарантий возврата вложенных в мероприятие средств. Не останутся без помощи ни братская Куба, ни дружественная Венесуэла, ни терпящая бедствие Боливия.

Создаваемый на обломках политической гегемонии США многополярный мир диктует новые правила игры и стандарты, которым необходимо соответствовать. Сирийский кризис — первое испытание на прочность, с которым столкнётся Россия в роли «континентального жандарма». Дальше будет только сложнее и дороже, если, конечно, страна не вернётся в состояние тихой гавани.

Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько

Источник: https://noteru.com/post/view/22032

0 0 0 0 0
Новости smi2.ru
новости
Вконтакте
facebook