Редакция TVR встретилась с ребятами из ГК ЭФКО – Антоном и Энни и разузнала у них все, о работе в PR. Что общего между реальными пиарщиками и героями «99 франков», как делать крутые рекламные компании и адаптировать свои идеи для публики – читайте в нашем интервью.
Что слышали о профессии?
Антон: «Пропустите, я тут со звездой. Если вы сейчас же не позовете администратора, я сделаю так, что это будет ваш последний рабочий день! Мы не будем возвращать ваши вещи, потому что сам факт, что их носит Сергей стоит дороже ваших тряпок…Вот такое впечатление от пиарщиков у меня осталось в Москве. Все профессии нужны, все профессии важны, но пиарщиков я терпеть не мог, не считал то, чем они занимаются профессией – что сложного в том, чтобы скандалить и быть геем?»
Энни: «Мое представление о PR сформировали, в основном, фильмы – «99 франков», «Хвост виляет собакой», ну еще сериал «Безумцы». Но я воспринимала это именно как кино. У меня было стереотипное мышление, что все пиарщики – это люди, которые живут в дорогих квартирах, на последнем этаже, у них дорогие машины, а работают они в кафе с ноутбуком и бокалом «Moet». Но главное, я думала, что слова PR и Воронеж не могут встретиться в одном предложении.
Как туда попал?
Антон: «Я не понимал, каким пиаром должен заниматься в «ЭФКО». Я – креативщик и социопат, как я должен общаться с людьми? Заводить знакомства? Мне не стали ничего объяснять – просто дали задание и контракт. Составляешь портрет и сегментацию целевой аудитории по Воронежу – получаешь 250 000. Тогда мне казалось, что компания выкидывает деньги на ветер, сейчас я понимаю, что мне просто дали возможность показать, что я могу, если нет жестких рамок, но есть задача. Тогда я еще не знал, что в «ЭФКО» смотрят на людей, а не на то, что у них в резюме. Если в человеке виден потенциал – нужно дать ему возможность его раскрыть. Но если об этом сказать человеку прямо – у того сорвет крышу от осознания собственной важности.»
Энни: «Случайно. Окончила журфак ВГУ, листала новостную ленту в соц. сетях и наткнулась на забавный пост моего нынешнего руководителя Антона о том, что он ищет в свою команду начинающего PR-менеджера. Я приготовилась к собеседованию в духе «да, я бестолочь, но я быстро учусь», и Антон это понимал. Чтобы отбить у меня боязнь к новому и привить самостоятельность, он просто сказал: «Попробуй доработать проект по продвижению HR-бренда компании». Как и ожидалось, моя первая концепция была полнейшим провалом. Но меня не уволили, не ругали – сели в кофе-брейке, разобрали ошибки, пошла исправлять. Я рада, что мне дали шанс, несмотря на отсутствие опыта. Я работаю 3 месяца, только закончился испытательный срок, но я продолжаю учиться, для меня составлен личностный план развития, и что-то мне подсказывает, что он не последний.
В чем сложность?
Антон: «Сложно придумывать вещи, которые нравятся не только тебе. Точнее тебе они вообще могут не нравиться, главное, чтобы их понимала аудитория, которой ты пишешь, а для этого нужно понять этих людей, их желания и проблемы. Когда я придумываю HR-арты, мне может быть и хочется нарисовать супергероев в стиле стим-панк, но я понимаю, что на них будут смотреть простые рабочие, которые работают, чтобы кормить семьи. Переступать через «Я – гений» и «Будет круто» тяжело, но без этого невозможно работать пиарщиком».
Энни: «Сложно сделать что-то хорошо в короткие сроки. Ежедневно мы мониторим сотни новостей, в голове возникает куча идей, которые хотелось бы реализовать прямо здесь и сейчас. Но многие из них актуальны лишь в течение нескольких дней. Вот, например, из последнего: шутка про «Руссиано» или «Mannequin challenge». У нас тоже был соблазн обыграть эти фишки в рамках пиара компании, но делать что-то банальное в PR – значит сделать плохо или никак. Всегда нужно помнить о том, в какой компании ты работаешь. Если для кого-то приемлем «туалетный» юмор и мемы из интернета, то мы работаем в очень крупной компании и должны придумывать интересные образы, не основанные на сиюминутных хохотушках.
В чем кайф?
Антон: «Моя работа не похожа ни на «Дуxless», ни на «99 франков». У нас огромная компания, и у нее множество задач, которые должны были быть решены вчера. А это значит – постоянные командировки, написание концепций, Skype-переговоры c дизайнерами. Встречи, встречи, встречи. И если вы сидите в аудитории, слушаете, как я рассказываю про то, как круто у нас работать и у меня при этом горят глаза – это не потому что я что-то принял, а потому, что я перед этим всю ночь сидел и думал, как вам рассказать о своей работе, чтобы вы меня поняли. Но в этом и весь кайф – видеть, как твой проект превращается во что-то осязаемое. Каждый из нас в детстве тратил родительские деньги, но кто-то тратил эти деньги на чупа-чупсы, а кто-то на атлас древнего мира, с помощью которого потом поступал в институт, получал нормальную работу. Результат – это не чупа-чупс, ролик или картинка, это та цепочка, которую они могут запустить.»
Энни: «Кайф – осознавать, что являешься частью этого большого единого механизма. Когда месяц работаешь над проектом, а через какое-то время приезжаешь в командировку в Алматы или Тамань и видишь там свои буклеты, билборды, ролики. И только тогда начинаешь понимать, насколько твоя работа важна – будь то это публикация в региональном СМИ или большой красивый баннер с имиджем «ЭФКО» в центре города. В этот момент ты забываешь о рабочих моментах: об отказе от полюбившихся идей, переписывание текста бесконечное количество раз, принятие критики со стороны окружающих, исправление своих ошибок и т.д. Просто потому, что ты можешь подойти к человеку, показать на плакат и спросить: «Вам нравится?», в ответ услышать «да».