Что такое городские проекты? В это понятие можно вкладывать две ветви, которые могут пересекаться между собой:
— проекты, которые касаются непосредственно архитектуры и пространства города как территории: взаимодействие со стенами (стрит-арт), крышами (проект»Кино на крыше», фотопроекты с высоток), воздухом (мероприятий на воздухе), создание и облагораживание парковых и пешеходных зон («Пешеходный Воронеж»), вопросы безопасности горожан… список можно продолжить;
— проекты, которые касаются взаимодействия разных социальных и профессиональных групп между собой на территории городских и креативных пространств: дизайнеры (Design Market), freemarket (барахолка, гаражная распродажа), проект «Зарядка», который объединяет горожан желанием заниматься спортом, клуб стартаперов (ФРИИ) и другое (простите, кого не включила, это не со зла, а в качестве примера). Приставку «креативные» городские проекты получают в том случае, если они создают новые форматы коммуникаций или формируют новые социальные связи.
Посмотрев на то, сколь много представлено проектов на «Молгороде», я сделала вывод, что проекты создаются, поддерживаются и развиваются. И к счастью, но не к сожалению, не мы одни радеем за город. Но сравнивая с активностью в других городах, например, в Ярославле или Новосибирске, я знаю, что мы отстаем в понимании, насколько важно действовать сейчас и отстаивать свою позицию, предлагать собственные решения, а не сидеть в уголке.
Самая главная причина, по которой остановили развитие такие проекты как «Здесь» про стрит-арт, и «Культпоход», — это отсутствие финансирования. Но! Я никогда не понимала, почему это так важно? Неужели нельзя понять, что потратив большие деньги, но не добившись вовлечения, организаторы не будут удовлетворены своей работой. Если идея действительно значимая, ее поддержат, соберутся и сделают «просто, потому что это круто». Помогут краудфандинг (сбор народных денег) или другие люди. Смысл в том, что часто на проведение чего-то хорошего деньги и вовсе не нужны.
Зачем нужно создавать городские проекты?
1. Как увлечение или даже профессия. Мало вариантов для того, чтобы сделать мир лучше? Пора начать с города. На самом деле, это отличная альтернатива безделью и бесцельному существованию вообще, как бы пафосно это не звучало.
2. Сплотить горожан. Мы вечно недовольны чем-то, но отчасти потому, что сами не можем/не умеем влиять, участвовать в городском развитии, общественных проектах. Как часто власти слышат «а горожан не спросили», так вот, если вовлечь как можно больше людей в принятие решения, то критики будет значительно меньше, и город будет счастлив.
3. Сделать город лучше. Надоел бардак в городе? Выбирай то, что тему больше всего волнует, делай тематическую группу, пиши свой альтернативный план развития и предлагай в The Voronezh Room.
3 идеи креативных городских проектов:
— Бабушкин гастрономический фестиваль. Мы помним детство, в котором бабушка нам готовила самые вкусные пироги, поила вкуснейшим компотом. А сейчас бабушки оказались никому не нужными, к тому же на грани существования, ведь индексации пенсии может и не быть. Делаем фестиваль?
— Проект «Городской критик» (адекватная оценка компаний города, обратная связь, устранение городских проблем);
— Художественный фестиваль, где будут представлены студии рисования в одном месте, чтобы можно было поучиться рисовать в разных жанрах и на одной площадке. То же касается и театральных фестивалей, состоящих из частных студий.
Понимаю, что трудно, но кто-то должен вставать с колен и делать это, либо обязать комитет по поддержке малого предпринимательства курировать вопросы продвижения и вывода в городской бренд. Это повысит туристическую и инвестиционную привлекательность города.
Критерии адекватности идеи:
1. Решает реальную проблему. Большинство идей из конкурса «Правила роста» эту проверку не проходят.
2. Не только ты знаешь об этой проблеме, есть еще люди, которые готовы поддержать. Можно решить ее сообща, не привлекая финансирование извне.
Темы, на которые стоит обратить внимание уже сейчас:
Пешеходные зоны
Сегментированные социальные проекты