The Voronezh Room решил разобраться в трендах электронной музыки. Мы поговорили с двумя музыкантами, Артемом Фло ( kubikámi) и Сергеем dy dx узнали о жизни жанра чиптюн в Воронеже и выучили пару новых словечек.
Артем Фло ( kubikámi) Сергей dy dx
Артем, когда ты выпустил первый альбом?
Первый полноформатник я выпустил в декабре прошлого года, дальше были зимняя и весенняя ипишки. Это всё я делал один и стили отличаются от альбома к альбому. Сейчас мы с dy dx делаем летнюю, а в сентябре примемся за осеннюю ипишку. Релиз, который мы готовим сейчас можно считать следующим переходным звеном между просто «чиптюн с гитарами» к чему-то более «взрослому».
(Чиптюн — электронная музыка, синтезируемая в реальном времени аудиочипом компьютера или игровой приставки, а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Позднее появились специальные программы, как правило, работающие по принципу трекера ).
Чиптюн — это попытка совместить музыку и программирование?
Артем: Мы оба работаем в IT, но чиптюн я люблю не за это. Мне нравится эстетика звуков восьмибитных приставок, такой же инструмент, как гитара или клавишные, только играют на нём иначе. Есть идея совместить чипы, стоявшие в Famicom/NES с помощью хитрых приспособлений в аналоговые клавиши для живых выступлений. Получается, я еще и изобретательством занимаюсь.
Какой твой трек больше раскрывает этот стиль?
Мой стиль я зову post-chiptune, потому что чистый чиптюн я не писал никогда. Есть еще такие понятия как bitpop — любая смесь чиптюна с другими инструментами, и nintendocore — смесь металкора с чиптюном. Т.к. bitpop слишком широкое понятие, а nintendocore — слишком узкое, родился post-chiptune, как описание смеси чиптюна с роком, пост-роком и idm. Из моих треков больше раскрывает этот:
Не слышала о чиптюне ничего в Воронеже
Артем: Чиптюн, к сожалению, в Воронеже не особо развит. Как и пиксельарт и прочие активности, связанные с эстетикой ретро-компьютеров. Они популярны только в узкой тусовочке. Хотя вот во всяких группах, типа Forest Booking, очень много людей из Воронежа, которые жалуются, что «нет у нас чиптюн-концертов, некуда сходить» и т.п. А когда ребята привезли известных музыкантов — народа на концерте не было. Я пару лет назад присоединился к ребятам, организующим фестиваль ретро-компьютеров ArtField и вообще был впечатлен количеством интересующегося народа. Это учитывая, что не было практически ни рекламы, ни раскрутки, ничего подобного. Вот в этом вся проблема — у нас нет (или, по крайней мере очень тяжело найти) поддержки таких мероприятий, никто не хочет с такой узкой нишей связываться в плане рекламы. Вот вам и глушь и туман в этом секторе. Кстати, пользуясь моментом, хочу рассказать, что в этом году мы планируем провести ArtField в новом расширенном формате, потому что тема развивается и люди всё больше интересуются.
А что несет в себе проект dy dx?
Сережа: Честно говоря, я сам не до конца понимаю проект dy dx. Он живёт своей жизнью, он не был создан, а сам собой синтезировался и поработил меня. Основные картинки — вселенная, пустота, звёзды, жизнь, деревья из пластика и резины, супермаркеты, детство.
Почему два музыканта решили объединиться?
Артем: Что может объединять двух самобытных музыкантов? Можно, конечно, сказать, кроме какой-нибудь банальщины вроде «нас объединяет любовь к музыке», но зачем?
Общего нет. Сейчас мы совместно работаем над релизом для моего проекта, потом будем работать над релизом dy dx. Это скорее для того, чтобы определить «босса» конкретного альбома, за кем будет последнее слово. А то так можно закуситься над каким-нибудь спорным моментом до такой степени, что не разговаривать в итоге много лет. А если честно, то просто надоело работать в одиночку.
Сережа: Добавлю, что всегда интересно смешивать разные жанры, особенно такие электронные жанры, как чиптюн, idm и т.д. с чем-то живым, инструментальным. Работаем вместе недавно — с июня.
Расскажи о новом альбоме, который вы готовите
Артем: Сейчас мы с ним работаем над летним EP, где экспериментируем с чиптюном, пост-роком, IDM и прочими страшными словами. Это альбом об одном дне лета, со всей его насыщенностью — от тёмной спокойной ночи до хардкорного рабочего дня и отрывного вечера с танцами и колыбельной ночных звуков. Общая длительность будет приблизительно 24 минуты, то есть по минуте на час.
А почему именно музыка одного дня?
Артем: Мне нравятся всякие концепции и синдром поиска скрытого смысла, поэтому я вкладываю всякие забавные штуки в альбомы, помимо музыки. Например, весенняя EP называлась «Somehow, people are Irrational & Gorgeous» — аббревиатуру можно записать как S.P.r.I’n’G, потому что весна. А еще, там четыре трека во-первых вместе образуют стих:
Birds return early after the heroes. Eclipse
Your outlines unseen, rage fading away in the haze
But ever after life is vivifying emberseeds
Enforcing place in light or giving you embrace
Так еще их названия — тоже можно записать как аббревиатуры:
B.r.e.a.t.h.e.
Y.o.u.r. f.a.i.t.h.
B.e. a.l.i.v.e.
E.p.i.l.o.g.(u).e
Я точно не помню, почему возникла идея одного дня. Такие идеи генерируются в голове непрерывным потоком и очень сложно уследить, из чего что вытекает. Да и сохраняются долго в голове лишь те, которые действительно хорошие, либо те, которые уж очень настойчивые.
А сами какую музыку слушать любите?
Артем: Мои музыкальные предпочтения охватывают всё от Die Antwood и Skinny Puppy до Мельницы и Behemoth. Последнее время предпочитаю неоклассику, моих любимых Näo, легкий рок и буддийские мантры для расслабления, тяжелый мятал и Феофана для активной работы руками.
Сережа: Я слушаю всего понемногу. Мне нравятся Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, David Gilmour, Pink Floyd, Mogwai, Sun Ra, Jimi Hendrix, Danny Elfman, Bob Marley, Metallica, Godspeed You! Black Emperor.
Артем, что ты всесторонее изучаешь жизнь, расскажешь, что придумал?
Артем: По природе люблю кататься, искать красивые места, благо наличие машины и её проходимость позволяет забраться хоть немного дальше от накатанных дорог. Недавно с разочарованием обнаружил, что в Воронеже нет ни соревнований, ни, тем более, школ по ралли. Есть ралли-кросс и трофи-рейд, а чистого ралли — нет. Думаю в эту сторону, хочу съездить в Орел на ближайшие гонки, посмотреть изнутри, как это устроено. А еще мне рассказали, что есть такая вещь как линер, и я погрузился в технику дотворка. Еще рисую пиксельарт и ищу площадки в городе, где можно было бы поучится рисовать его в реальности на стенах. Может, кто-то предложит свою стену?