Воронеж за последние пару лет стал популярен благодаря непродолжительной культурной революции. Наш город стал трендом для всей России и даже мира: в Москве появился ресторан “Воронеж”, с нашего города некоторые звезды теперь начинают свои туры (Александр Коган, например), а еще Воронеж вошел в топ-10 мест для романтических путешествий по миру. Но для развития культуры необходимы креативные проекты и новые форматы событий. The Voronezh Room выясняет с арт-группой «Квадрат» и представителем «Камерного театра», как работают культурные проекты и что им мешает развиваться.
Ярослав Борисов, музыкант, композитор, куратор музыкальной части проекта «Кульпоход» и музыкальной программы фестиваля современного искусства «Чернозём», представитель Арт-группы «Квадрат»
Открытие нашего «Культпохода» явилось беспрецедентным событием не только для Воронежа. Иностранные гости, посетившие проект, отзывались о нём, как об уникальном и очень интересном формате творческого общения. На проект в качестве лекторов и кураторов приезжало много известных людей — Алексей Круглов (московский джазовый саксофонист, знаковая фигура в современной джазовой культуре не только России), Александр Кушнир (один из самых известных рок-журналистов России), Кирилл Светляков (куратор направления современного искусства Третьяковской галереи). Это только маленькая часть списка персоналий. Неплохо, правда? Воронежские талантливые ребята имели возможность взаимодействовать с такими людьми буквально в дружеской атмосфере. Сложно переоценить значение такого опыта для молодых, еще не окрепших в своих творческих взглядах людей. Аудитория у выставок и концертов была очень разной: молодое искусство, доморощенное, профессионально поданное, привлекало всех. К сожалению, после четырёх лет отличной, продуктивной работы и прекрасных результатов — много выставок, концертов лауреатов фестиваля, новых личностей, проявивших себя именно в рамках «Культпохода» — у государства не нашлось денег на финансирование пятого, и проект закрылся.
Та же история у нашего «Чернозёма» — фестиваля современного искусства с серией художественных выставок, концертов, спектаклей и литературных акций — который не получил достойного финансирования, как и почти все независимые организаторские начинания в России. Мы были вежливо, «в рамках действующего законодательства», отодвинуты на последний план. Арт-квадрат «благополучно» закрылся и сейчас не ведёт никаких проектов. Уже более года участники проекта занимаются каждый своим профильным делом, не оставляя надежды вернуться к организации событий, несущих молодое, честное искусство родного города в массы. Но в свете нынешнего положения дел в стране и повальной экономии на «второстепенных» аспектах жизни, таких как культура, кажется, светлое время равных возможностей придёт нескоро. Хотя хочется верить в обратное. Вот такая история.
Ложка мёда — сообщество, которое появилось на «Культпоходе», до сих пор тесно общается между собой. Инерция получилась довольно мощной: пятый «Культпоход», правда, неофициально, был организован в 2015 году на собственные средства бывших участников, которые на 4 дня собирались в Дивногорье и проводили концерты, выставки — делали всё то, чем они вдохновенно занимались, будучи «студентами» «Кульпохода».
Дарья Конопкина, заместитель директора в Камерном театре
Когда мы получили чудесное здание на Карла Маркса (новая сцена Камерного театра — ред.), мы поняли, что его площадки хватит для того, чтобы создать современный культурный центр, а не просто театр. Тем более, что такого рода центры успешно существуют — например, в Москве — Гоголь-центр или Центр имени Мейерхольда. Там театральные площадки — это базис, основа, на которой центр держится. А помимо собственно театра там функционирует множество различных проектов — образовательных, творческих, коммерческих. Вот хотим сделать что-то подобное в Воронеже. Безусловно, с учетом особенностей нашего воронежского зрителя и городского культурного пространства. Никто не будет слепо копировать московские практики создания арт-пространств такого рода.
В прошлом сезоне мы запустили ряд специальных проектов — видеоантология, театральные читки, лекции, актерский монолог, творческие встречи, литературное воскресенье. Что-то мы не стали продолжать в этом сезоне. Например, актерские монологи и творческие встречи. Все наши ведущие артисты уже встречались со зрителями в рамках этих форматов, повторять встречи спустя год совершенно не нужно. Читки у нас приостановлены, потому что куратор проекта — драматург Герман Греков — переехал в Ростов. Но, например, в рамках “Мандельштамфеста” отличную читку сделал Руслан Маликов — это было в рамках «Автор. Сцена. Текст». То есть, проект живет, но не так динамично, как прежде. Читки были очень популярны. Как только мы найдем нового куратора, мы вновь запустим проект в том же режиме. А видеоантология, лекции в театре и литературное воскресенье у нас продолжаются.
Более того, мы расширяем проекты. В прошлом сезоне участниками литературного воскресенья были только поэты, в этом сезоне мы уже приглашали одного прозаика — Александра Бунеева — и вероятно, что пригласим и других воронежских прозаиков и публицистов. В рамках видеоантологии мы в этом сезоне показываем лучшие постановки европейских режиссеров — работы Пины Бауш, Ромео Кастеллучи, Питера Брука. И тут надо понимать, что это один из немногих способов для нас с вами посмотреть мировые театральные шедевры. Во-первых, потому что большинство из них уже не идет в театре. Во-вторых, я знаю мало людей в Воронеже, которые на выходных летают в Рим или в Париж, чтобы посмотреть спектакли. В-третьих, у проекта прекрасный куратор — Камиль Тукаев, который знает нашего зрителя и правильно подбирает программу. Согласитесь, что в таком деле роль проводника очень важна, иначе можно однажды ошибиться с выбором и раз и навсегда убить в себе желание ходить в театр.
Фестивали — это отдельная история. Например, “Пунктир” был создан для того, чтобы привозить в Воронеж работы известных режиссеров, которые не получалось показать на “Платоновском”. Ведь не все режиссеры могут приехать именно в начале июня. А тут более гибкая структура фестиваля, мы можем выбирать любые даты. И у нас получилась отличная программа — Женовач, Някрошюс, Коршуновас. Режиссеры, которых знает весь мир. А Мандельштамфест — это поэтический праздник. Мы хотели познакомить воронежцев с поэтическим искусством во всех его проявлениях. Я думаю, у нас кое-что получилось, судя по отзывам в социальных сетях.
Мы хотим сделать так, чтобы в Камерном каждый мог найти что-то интересное и близкое для себя: нам интересно работать для города. Мы открыты в прямом и переносном смысле. В прямом смысле — у нас ежедневно с 12:00 открыты двери для гостей. Можно приходить и читать книги в нашей театральной библиотеке, обедать и пить кофе в нашем кафе. Все дни, кроме понедельника, открыта арт-галерея: там обычно проходят выставки театральных художников, а сейчас — фотовыставка «Маяковский и современники», которая открылась в рамках “Мандельштамфеста”. Конечно, всегда есть какие-то трудности. Такие, как потеря куратора у театральных читок. Или субтитры на литовских спектаклях. Было сложно объяснить нашему зрителю, что это совершенно не помеха для восприятия спектакля и уж точно не повод лишать себя возможности смотреть спектакли с мировой известностью. Но это рабочие моменты, не надо этого боятся. Один из наших новых проектов — “Театр Light”. Это уже не читка, известная своей аскетичностью, но и не спектакль с декорациями и костюмами. Много говорить не буду — в январе приходите смотреть «Дядю Ваню».
Беседовала Ольга Козлова