В Воронеже есть целый местный Disney. Называется такая компания по созданию мультиков Wizart. Сегодня она действительно дает жару многим зарубежным мультипликационным корпорациям. Но больше может удивить другое. Значительная часть воронежских художников-аниматоров, объединенные идеей создания мультфильмов, которые станут популярны во всем мире, — это талантливые самоучки. Один из них — Владимир Николаев, глава студии, сценарист и продюсер, поделился секретами создания анимационных фильмов.
О Wizart
Вы узнаете студию Wizart по таким мультфильмам, как «Снежная королева», «Снежная королева-2: Перезаморозка»; сейчас же происходит создание нового бренда – «Волки и Овцы», и к премьере готовится продолжение франшизного мультфильма «Снежная королева-3: Огонь и Лёд», а также детский анимационный сериал «Снежная Королева: Друзья Навсегда». Вам будем приятно узнать, что, несмотря на сотрудничество с зарубежными партнерами, более 85% любого мультфильма делается прямиком в Воронеже. Владимир Николаев также признался, что их студия мечтает сделать первую короткометражку. Скорее всего, это будет история про котёнка с улицы Люзикова, которую Wizart подготовит ко Дню города. Кроме того, по инициативе Wizart в Воронеже планируют создать музей анимации.
Вообще, компания Wizart находится в Москве и в Воронеже и включает в себя такие подразделения: Wizart Animation, Wizart Series, Wizart Distribution, Wizart Animation School. Воронеж обладает компанией Wizart Animation, которая и создает полнометражные семейные мультфильмы. Wizart Series же находится в Москве и отвечает за анимационные сериалы для TV и Digital-платформ. Distribution отвечает за дистрибуцию и международное продвижение всех фильмов компании Wizart и еще одной российской студии «Мельница». А вот уже Animation School — это школа в Воронеже, которая работает при ВГУ с 2013 года и преподает курсы анимации.
Коллектив талантливых самоучек уже третий год пополняется выпускниками Wizart Animation School. В компании Wizart работают около 260 человек, 40-50 из которых — выпускники Школы анимации. Многие из сотрудников приехали из разных городов и даже стран: это люди, которые очень хотели рисовать мультфильмы, которые сами этому научились, а теперь преподают на курсах. Занятия проходят в главном корпусе Воронежского Государственного Университета, в лаборатории Факультета Компьютерных Наук. Планируют создать и онлайн-курсы.
Этапы создания мультфильмов
Сценарий
Начнем с идеи. Это краткое содержание всего, что будем в мультике: где происходит история, кто является героями, чем они занимаются, какие переживают проблемы. Далее идея перерастает в синопсис. Это уже более широкое изложение сценария, в котором отражается фабула и сюжетный конфликт. Уже по синопсису сценарист оценивает драматургию, хронометраж и объем предполагаемого контента. Следом рождается весь сценарий, в котором одна его страница соответствует одной минуте экранного времени. И только затем режиссер составляет свой сценарий.
Аниматик
Во время аниматика происходит раскадровка — это рисование основных сцен мультфильма в статичном состоянии. Ей занимаются раскадровщики. Этот этап оказывается длительным — около 10 месяцев.
Дизайн
Элементы дизайна уже должны быть прописаны в сценарии. Дизайном занимаются параллельно с раскадровкой: художники под руководством художника-постановщика рисуют огромное количество разнообраных артов — набросков эмоций всех персонажей. Всего около 5% нарисованного попадает в мультфильм. В это время разные арты, нарисованные художниками, еще можно поменять, что нельзя сделать, когда картинка уже готова. Бывает и такое, что продюсер делает заказ, не зная чего хочет до того, как мультик уже оказался готов.
Шейдеринг и текстуринг
Художники на этом этапе прорисовывают такие важные элементы внешности персонажей, как шерсть, кожа, отражение бликов от тела героя. Также важна прорисовка обстановки: блики на снегу, тени, ветер от бега одного из персонажей. Если в мультике разговаривает шерстяной тролль, все должны верить, что он именно такой.
Лэйаут (Layout)
Это составление всего фильма в правильном хронометраже. Это уже почти фильм, но с очень простыми рисунками. Лэйаут может ввергать в шок, потому что при его просмотре не видна анимация и все движения персонажей представлены схематично. Но именно при таком виде хорошо просматривается весь проект — как лежит озвучка, как и с какой скоростью передвигается персонаж.
Моделирование
3D-моделирование, в котором персонажа «растягивают» и изменяют настолько, чтобы увидеть, не заплывает ли, например, глаз тролля за его веко. Внешность персонажа на плоском рисунке кажется совсем не похожим на внешность во время 3D-моделирования. На этом этапе видно, работает ли модель, стоит ли ее отдавать дальше в разработку.
Отдел Rigging & Setup
На этом этапе персонаж «оживает». Здесь проверяется, насколько качественно он двигается, бегает, переживает чувства — чем больше его можно сжать определенными контроллерами, тем лучше он сделан предыдущими отделами. Если у персонажа оказывается много “виртуальных костей”, значит, он продвигается в следующий отдел.
Анимация
Аниматоры начинают работать с лэйаутом, создают простые эмоции. Многие из аниматоров пытаются сами отыгрывать на видео те передвижения, которые требуются от героя (референс). Кстати сказать, в базе данных эмоций у Wizart существует для всех героев около 40 эмоций. Но если нужна не просто улыбка, а ухмылка, тогда аниматор растягивает ее до нужного состояния.
Референс
Аниматор (или актер) снимает на видео модель движения, поступка героя, которую будет прорисовывать. Это важно для того, чтобы аниматор мог ориентироваться в хронометраже.
Спецэффекты
Wizart гордится своими спецэффектами, потому что такого количества вряд ли еще можно увидеть в российских мультфильмах от других студий. Симуляции создаются сначала отдельно от мультика: поток воды, огонь, снежная лавина — потом уже спецэффект накладывается на картинку.
Композитинг, цветокорректор
Совмещение двух и более различных изображений и спецэффектов, созданных независимо друг от друга. Устранение искажения цветов.
Саундтрек, музыка, озвучка
С озвучкой все просто: существует диалог-лист, по которому и озвучиваются голоса по ролям. Музыка может писать приглашенным композитором как по референсному треку (подготовленной заранее существующей уже мелодии), так и через прочувствование мультфильма, когда композитор просматривает мультфильм, переживает его внутри себя и создает уникальную композицию.
Если вы воронежец и неровно дышите к мультипликации или обычный работяга, не теряющий детского образного мышления, то обязательно посмотрите мультфильмы от Wizart Animatiоn и поддержите их работу «Снежная королева 2: Перезаморозка» в отборочном этапе народной премии «Жорж 2016»! Найдите категорию «Анимационный фильм года».
Ольга Козлова