Причинять любовь. Разговор по душам с Родионом Прилепиным
15 декабря The Voronezh Room посетил «домашнее» выступление воронежского поэта Родиона Прилепина и узнал о его планах.
«Вы обвиняете меня в том, что я кричу — сегодня я побубню и помычу», — с этих слов Родион начал свой поэтический вечер. Мы собрались в книжном клубе «Петровский» в большом зале с приглушенным светом, чтобы увидеть непривычного по последним его меркам, «уютного» Родиона, который презентовал свою новую книгу «Причинять любовь». И тихонько ее почитал. Почему непривычного? За последнее время с проектом «Кто-то другой» Родион превратился в «крикуна», в чем-то больше певца и артиста, а не поэта. Родион рассказал, что привык читать свои стихотворения наизусть: «когда ты их знаешь, при прочтении ты больше в них вкладываешь». Но в этот вечер он присел в кресло рядом со столиком с книжкой и начал зачитывать с ее страниц, предупредив: «никакого перфоманса не будет, я просто почитаю стихи».
Книга «Причинять любовь» состоит из трех разделов:
Первый — «Стихи из-под одеяла». Тексты в нем как интимный, вечерний разговор. Их лучше читать не вслух, а про себя, не вылезая из кровати. Второй — «Причинять любовь». Стихотворения здесь более «корябающие» душу (как выражается сам автор). Часть из них входит в программу группы «Кто-то другой». Третий — «Это такое время». Сюда входят стихотворения 2013 года, когда Родион «начал писать осознанно». Те стихотворения, которые помогли ему в жизни и стали частью его. Они были сыграны на «Чернозёме» (воронежский фестиваль современного искусства) вместе с Happy 55 — и с того момента Родион «всерьез почувствовал силы читать со сцены».
После презентации книги мы задали ему несколько вопросов.
Чем ты сейчас занимаешься, помимо поэзии и акробатики? Почему в свое время бросал акробатику и зачем снова к ней вернулся?
В основном, все время уходит на проект «Кто-то другой», туры по городам с концертами, а еще я начал много путешествовать. Во многих моих стихотворениях появился путешественник. С акробатикой был когда-то кризис. Ведь все в жизни может прийти к пресыщению. Надоело, занялся поэзией, хотел уйти полностью в культуру. Но прошел кризис, снова начал заниматься акробатикой. У меня была основная работа несколько раз. Бывало, что проходил целый год без работы — и я чувствовал себя превосходно. Сейчас зарабатываю выступлениями по акробатике, концертами. Хотел открыть акробатическую студию, но из-за плотного графика пришлось отложить эту идею. Правда, мне все равно иногда пишут с просьбами позаниматься, и я время от времени кому-то могу преподавать.
Чему служит поэзия? И считаешь ли ты себя модным поэтом?
Людей всегда в поэзии интересовала любовь, а не политика или религия, например. Однако поэзия не призвана служить — она никому не служит, она просто есть и все. Как чувства, как человек.
Я не считаю себя модным поэтом. Хотя хотелось бы быть таким. Я просто не понимаю, как должен ощущать себя модный поэт, каким он должен быть.
Расскажи о своей новой книге: как себя оцениваешь, кто тебе помогал, как писал ее?
Книжка была собрана из текстов с 2013 года, которые прошли жесткий отбор. Я пытаюсь отучиться от оценки собственных стихов. И последнее время мне плевать: хороший стих или плохой. Они просто стали частью меня. И можно называть их текстами или стихами — можно вообще никак не называть — вы же понимаете, что смысл никак не изменится. Собрали тексты весной после тура по 20 городам с «Кто-то другой». «Причинять любовь» — так назвал книгу по одному из стихотворений: получилось броское, претенциозное, честное название.
Причинять любовь
не говори что думаешь в чистом виде
ври, обманывай, сквернословь
человек вполне терпим и безобиден
до тех пор пока не начал причинять любовь
бей, пытай, издевайся, мучай
только не показывай нежных чувств
судьба — это большой несчастный случай
истязание душ и позвоночный хруст
интересное начинается когда приперло
жизнь проходя мимо задела плечом
кричи, надрывайся, пусть рвется горло
детским подаренным на новый год мячом
стерильно молчание как таковое
но твое с радиоактивным свинцом
жизнь — это когда на фотографии двое
улыбаются перед грядущим ****ецом
(Авторская орфография сохранена).
Сейчас бы я сказал, что многие из них мне не нравятся, но они уже стали частью меня. Редактором книги стал воронежский поэт и мой друг Павел Глаголев. Вообще у меня большие проблемы с орфографией и пунктуацией (русский язык я знаю, но мне хочется по своему знаки поставить, большие буквы, восклицания — как я чувствую).
Графически стихи можно ставить хоть кругом, хоть солдатиками. Мне достаточно строчками. Когда мне говорят: «ну, нельзя без запятых здесь, людей так запутаешь», тогда я уже сдаюсь.
Почему символом вашей группы «Кто-то другой» является соломенный человечек? Это особый знак?
Взяли его просто потому, что он красивый. Однажды мы сделали гигантского человечка из соломы, и он нам так понравился, что решили взять его за символ.
Что вашей группе дал московский фестиваль “Индюшата”?
25-летний столичный фестиваль, который держится на одних понтах и больше не на чем. Нам туда даже проезд не оплатили, съездили только потратиться. Правда, мы нашли там себе гитариста. Нам срочно нужно было заменить гитариста на фестиваль, и мы нашли его там. Артур Ростов — наша большая находка, сейчас мы с ним работаем вместе. Только за него и благодарны поездке.
Как ты ощущаешь себя в Воронеже? Есть ли здесь возможность для самореализации? Думаешь над тем, чтобы уехать?
Смотря, как хочешь реализоваться.
Кому-то довольно и в своей деревне добиться успехов, кому-то и в своем доме. У всех разные максимумы. Мне, например, мало того, чего я достиг сейчас. Зал набирать на поэтический вечер из 40 человек и на концерт — из 120 — я знаю, что мне нужно больше.
Я выпустил свою первую книгу в 2008 — только толку никакого из этого не было. Нужно, чтобы ты имел не только талант, но способность развиваться. Я сейчас и так частенько путешествую. И с удовольствием бы уехал для того, чтобы добиться бОльших успехов.
Почему в своих стихотворениях ты используешь мат? Таким образом ты выплескиваешь агрессию?
Мат — это такие же обычные слова. Как слово «любовь». Если я чувствую, что не могу обойтись без матерного слова, оно мне здесь подходит, то я его вставляю. А иногда использую ради смеха, бывает, что совсем не хочется использовать такую лексику.
В обычной жизни не нужно материться — на жену свою, на ребенка не нужно ругаться матом. А в искусстве запрещать мат, вводить подобные законы — бред.
Когда нам ждать следующий вечер твоей поэзии и скоро ли будет новый концерт?
На этот момент я наговорился, начитался, теперь будут концерты. Там, конечно, другая наполненность: не нужно много слов, там менее важны стихи, больше музыка и артистизм. Ребята делают композиции, записывают музыку, и я уже подстраиваюсь под них — сочиняю слова после того, как услышал музыку. Мне так даже легче. Следующий наш концерт состоится 8 января, мы выступим вместе с «радиоАвгуст» и «Банана Бис» — концерт мы назвали «Бабки».
P.S Cпасибо Родиону за подаренную книгу.
Ольга Козлова
Фотографии Сергея Черноусова